Posted 16 апреля 2007,, 20:00

Published 16 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Раздутая столица

Раздутая столица

16 апреля 2007, 20:00
К 2025 году население Москвы и области достигнет 25 млн. человек. Об этом накануне сообщил заместитель генерального директора Института Генплана Валерий Беккер. Впрочем, перенаселение столицы будет связано не с улучшением демографической ситуации, а с притоком мигрантов. По словам экспертов, большую часть приезжих сост

Сейчас в Первопрестольной зарегистрировано около 8,5 млн. человек. Впрочем, по неофициальным данным, количество проживающих в столице превышает 10 млн. По словам Валерия Беккера, если в ближайшие годы темпы строительства жилья сохранятся на прежнем уровне, к 2025 году население Москвы достигнет 14 млн. человек. Поскольку смертность в столице превышает рождаемость почти в полтора раза, город будет расти в основном за счет мигрантов.

Ни одна крупная столица мира не растет за счет рождаемости. Именно мигранты составляют основную массу столичных жителей. Впрочем, в Москве и административных центрах России, в отличие от европейских городов, где миграция осуществляется в основном за счет иностранцев, львиную долю приезжих составляют жители глубинки, выходцы из небольших городов и деревень. «Это очень тревожная тенденция, – рассказал «НИ» директор Центра демографии и экологии человека Анатолий Вишневский. – Пополнение Москвы отечественными мигрантами приводит к тому, что провинциальные города пустеют и хиреют. При этом количество россиян с каждым годом сокращается. Сейчас в Центральном регионе проживает более четверти всего населения страны. К 2025 году мы столкнемся с тем, что из 135 млн. оставшихся в живых соотечественников, 25 млн. будет проживать в столице и ее области».

Столица живет неестественной для провинции насыщенной событиями и возможностями жизнью. Это и служит отличной приманкой для людей из неблагополучных регионов, стремящихся в Москву за заработком и развлечениями. «На каждого рожденного москвича уже сейчас приходится двое приезжих, – говорит руководитель аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов. – Коренной москвич, как правило, трудится в интеллектуальной сфере, а двое приезжих его обслуживает в торговле или транспорте».

Эксперты объясняют это тем, что в России пока отсутствует модель развития для сел и провинциальных городов. Поэтому обустроенная жизнь мегаполисов вроде Москвы и Санкт-Петербурга привлекают мигрантов. «Люди перемещаются по стране в основном в поисках хорошей работы и денег. И если им предложат и то и другое где-нибудь в глубинке, столичные города потеряют для них актуальность. Скажем, жить в Вашингтоне не является престижным для американца. Москва же фактически превратилась в заложника сложившейся в стране экономической ситуации и отсутствия нормальной миграционной политики. Если ничего не изменится, мы столкнемся с тем, что на Востоке наших граждан просто не останется», – заключил г-н Вишневский.

Неконтролируемый приток мигрантов осложняется также и проблемой нехватки места. С 1986 года в стране не проводилось ни одного крупного градостроительного конкурса. Еще 20 лет назад специалисты предлагали создание городов-сателлитов, которые бы оттянули от столичных мегаполисов часть функций, в том числе и административные. Проект, впрочем, не прошел, и спустя двадцать лет Москва, Санкт-Петербург и остальные мегаполисы столкнулись с нехваткой места для строительства.

По экспертным оценкам, 95% площади, предназначенной для столичной застройки, исчерпаны. Город задыхается от нехватки зелени, а его наступление на область может привести к тому, что лесная полоса, окружающая его и служащая его легкими, будет уничтожена. Развитие метро не поспевает за растущими как грибы новыми районами. Трассы крайне перегружены автотранспортом. «Срочно нужно решать вопрос как жилой застройки, так и дорожного строительства. Необходимо в корне изменить всю городскую инфраструктуру, – заявил «НИ» сотрудник Центрального проектного института типового проектирования и градостроительства им. Косицкого Олег Ховалкин. – В Западной Европе, к примеру, дороги занимают 60% от городской инфраструктуры, у нас же они не превышают 20%. Если никаких изменений не предвидится, Москву ждет транспортный коллапс, в виде 6–8-часовых автомобильных пробок».

"