Posted 16 апреля 2006,, 20:00

Published 16 апреля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:08

Updated 8 марта, 09:08

Общественное ТВ начинается?

Общественное ТВ начинается?

16 апреля 2006, 20:00
Общественное ТВ начинается?

Есть основания полагать, что сегодняшний день станет днем рождения российского общественного телевидения. Или не станет. Все будет зависеть от того, о чем договорятся сегодня на своем заседании члены Попечительского совета по созданию общественного телевидения. Особую пикантность предстоящему мероприятию придает состав приглашенных: тут и министр экономического развития и торговли Герман Греф, и губернаторы ряда регионов, и президент Академии российского телевидения Владимир Познер, и другие знаковые фигуры нынешнего медийного истеблишмента. Все эти люди в разное время и по разным поводам высказывались в пользу создания в России общественного вещания.

Не менее красноречив и список неприглашенных: достаточно упомянуть главу общенационального государственного медиахолдинга Олега Добродеева, хозяйство которого наиболее подходит – давайте смотреть правде в глаза – для организации общественного вещания. Естественно, что он категорически против трансформации ВГТРК в общественную телерадиокомпанию, поскольку всегда готов, как некогда Леонид Кравченко, выполнять волю назначившего его главы государства, но не рекомендации какого-то наблюдательного совета, даже состоящего из самых уважаемых представителей зрительской аудитории.

Те, кто ожидается сегодня на заседании Попечительского совета, в свое время не только высказывались в пользу общественного телевидения, но даже кое-что предпринимали для перехода от слов к делу. К примеру, Герман Греф включил проект федерального закона об общественном телевидении и радио в проект среднесрочной программы деятельности правительства, губернатор Московской области Борис Громов поддержал проект аналогичного регионального закона, глава Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко согласился создать общественное ТВ на базе телекомпании «Югра». Впрочем, все эти инициативы давно уже «зависли», поскольку некто сидящий где-то на самом верху вертикали власти решил не рисковать телевизионной картинкой перед судьбоносным 2008 годом.

А так ли уж опасно для властей общественное телевидение? Если управлять страной или регионом «в ручном режиме», иными словами, авторитарно или по-советски, то общественное вещание становится не более чем еще одним накладным карманом на парадном френче вождя. Карманом, который, с одной стороны, сигнализирует мировой общественности о верности стандартам демократии, а с другой – позволяет держать в нем как самые тупые, так и самые изощренные инструменты для завивки мозговых извилин. Кстати, это поняли даже в тех странах СНГ, которые никогда не были прежде замечены в перечне образцов демократии. В Азербайджане, например, закон об общественном телевидении уже принят, в Узбекистане и Казахстане ожидается в самое ближайшее время. Получается, что в этом вопросе Россия сможет теперь обогнать на пространстве СНГ только Белоруссию и Туркмению. Если, конечно, «батька» и туркменбаши не обойдут на крутом вираже.

Если же рассуждать в логике провозглашенного Владимиром Путиным построения «свободного общества свободных людей», то общественное телевидение, оказывается, просто необходимо. Во-первых, как средство социализации людей, выращивания граждан из жителей, выковывания народа из народонаселения. Во-вторых, как камертон добротного, современного телевидения, не оболванивающего, а возвышающего. В-третьих, как площадка для публичных дискуссий, как многократно расширенная Общественная палата. К слову сказать, в Общественной палате, кажется, есть даже специальная рабочая группа по общественному ТВ, но о ней, как водится, ни слуху, ни духу. Впрочем, еще не вечер.

Действительно, по части общественного телевидения у нас пока не только не вечер, но даже еще и не утро. Эдакий предрассветный час, когда снятся самые удивительные сны. Один из таких снов – реорганизация ВГТРК в общенациональную корпорацию общественного телевидения и радио. Уверен: этот сон мы будет смотреть еще долго, хотя во всей Европе он уже давно стал явью. Другой сон – создание в субъектах Федерации региональных общественных телерадиокомпаний, как правило, на базе существующих государственных. Третий сон – учреждение некоего Института общественного вещания, который станет базой для производства теле- и радиопрограмм с последующей рассылкой по региональным компаниям. Последних два сна больше похожи на американскую явь с тем только отличием, что в Новом Свете никогда не было государственного телевидения. И они могут оказаться вещими уже в ближайшие год-два, если, конечно, региональные власти того захотят, а федеральные не запретят.

Но есть и еще один сон, который давно уже должен был бы присниться Сергею Миронову и Борису Грызлову. Сон о парламентском телеканале, дающем прямые трансляции заседаний Совета Федерации, Государственной думы, Общественной палаты... Конечно, у такого телеканала – естественно, спутникового или кабельного – поначалу будет очень небольшая аудитория. Но она будет прирастать по мере того, как парламентарии будут приближаться к нуждам избирателей. Ведь никакие сериалы не сравнятся по рейтингам с трансляциями Съездов народных депутатов в начале 90-х. Значит, дело не в телевидении. Во всяком случае, не только в нем.



Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.

"