Posted 16 февраля 2020, 21:01

Published 16 февраля 2020, 21:01

Modified 7 марта, 15:10

Updated 7 марта, 15:10

Корпорации «душат» инициативу Минэнерго

16 февраля 2020, 21:01
Минэнерго предложило реформировать систему перекрестного субсидирования. Ведомство предлагает повысить тариф для потребителей, подключенных к магистральным сетям Федеральной сетевой компании (ФСК), чтобы снизить нагрузку с предприятий малого и среднего бизнеса.

Перекрестное субсидирование ввели еще в 90-е годы, когда государство стремилось снизить тарифную нагрузку на потребителей. То есть часть электроэнергии, потребляемой населением, оплачивают предприятия и бизнес. По разным оценкам, объем перекрестного субсидирования, составляет около 324 млрд. рублей в год.

Однако сейчас ситуация сложилась таким образом, что нагрузка на бизнес распределяется неравномерно. Потребителей условно относят к трем категориям - потребители низкого, среднего и высокого напряжения. Первые две получают электроэнергию из распределительных сетей, последние – из магистральных. В последние годы, из-за тарифной разницы, основной груз перекрёстного субсидирования лежит на потребителях низкого и среднего напряжения – малом и среднем бизнесе. А потребители высокого напряжения – крупные корпорации - имеют меньшую нагрузку.

«Проблема перекрестного субсидирования глобальная, за ее решение так никто по-хорошему и не взялся и даже не начали решать. Вопрос все время откладывается. У правительства нет политической воли. Но, одно дело, когда "перекрестка" занимала 50 млрд рублей, а другое дело как сейчас 300 млрд рублей» - говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

В связи с этим Минэнерго и предложило принцип справедливого распределения нагрузки перекрёстного субсидирования. Новый механизм позволит с 2021 года повысить тариф на передачу энергии по магистральным сетям и снизит затраты на получение электроэнергии малым и средним бизнесом через распределительные сети.

«После смены правительства РФ лобби крупных промышленников усиливает информационное давление на общество, доказывая, что дифференциация тарифов это зло, но на самом деле предпосылки подобных мер не изменились. Так как социальную нагрузку за тарифы населения в последние несколько лет несет в основном малый и средний бизнес, дифференциация тарифов ФСК перераспределяет перекрестное субсидирование, возвращая часть нагрузки крупной промышленности, которая длительное время была от этого бремени освобождена. В результате тарифы для МСБ до 2023 года могут снизиться оценочно до 6-7 %» - говорит Наталья Готова, директор департамента по связям с органами власти Ассоциации НП ТСО.

Вице-премьер Юрий Борисов поручил создать рабочую группу, которая должна к началу марта дать оценку влияния дифференциации тарифов на экономику регионов. Возможно, механизм распределения тарифов будут дорабатывать. Но на сегодняшний день ситуация сложилась таким образом, что предприятия малого и среднего бизнеса субсидируют промышленных «гигантов».

Подпишитесь