Posted 17 февраля 2020,, 13:20

Published 17 февраля 2020,, 13:20

Modified 7 марта, 15:10

Updated 7 марта, 15:10

Владимир Соколаев. Человек, уснувший на асфальте. Автовокзал Новокузнецка.

Анатолий Чубайс: «Эти фотографии соединили советскую жизнь и Босха...»

17 февраля 2020, 13:20
Владимир Соколаев. Человек, уснувший на асфальте. Автовокзал Новокузнецка.
Известный политический деятель оценил выставку советских фотохудожников в Новосибирске

Анатолий Чубайс написал в своем блоге о том, как он слетал в Новосибирск на выставку знаменитых советских фотографов:

«На днях я был в Новосибирске. Приезжал на открытие установки Graphetron компании OCSiAl. Из серой теплой московской зимы в яркую солнечную сибирскую зиму... Меня пригласили на фотовыставку трех советских фотохудожников «новокузнецкой школы» – Владимира Воробьева, Владимира Соколаева и Александра Трофимова, объединение «ТРИВА».

Созданный ими художественный манифест - «паспортизация», «правда ради правды», чтобы создать «фотодокумент эпохи с позиций гуманизма». То, что они успели запечатлеть, стало невероятной по пронзительности картиной советской жизни, которой мы все жили. Иногда трогательная, иногда даже и нежная, но чаще отвратительная и даже ужасающая. Конечно, во многом это связано просто с бедностью и низким уровнем жизни.

Но помимо этого, есть нечто просто совсем невозможное! Вот на улице то ли пьяный, то ли мертвый, а рядом сидят люди, которые смотрят в объектив фотографа, но не обращают внимание на лежащего около их ног. Памятные всем нам куски тупой и лживой советской пропаганды, чудовищные условия труда, какое-то типично советское отношение к людям, как к животным.

Невольно вспомнилось «Так жить нельзя». И самое страшное - отупение людей, способных почему-то принимать все это за нормальное состояние. Наверное, это то самое «спасительное» отупение, которое помогало людям справиться с такой жизнью и просто выжить. Судя по всему, никаких политических задач они перед собой не ставили вообще, но это тот случай, когда художественная правда вошла в предсказуемый конфликт с КГБ и советской властью.

Объединение ТРИВА разогнали, большую часть архивов, опасаясь обысков, уничтожили сами авторы, а ту «повседневность», которую они пытались запечатлеть, изъяли. Все фотохудожники ушли из жизни...

Я смотрю на их фотографии, на это кричащее послание ТРИВЫ «с позиций гуманизма» и замираю перед ними, внимательно вглядываясь в эти образы, соединившие нашу советскую жизнь и Иеронима Босха...

Спасибо кемеровчанам и новосибирцам, которые сумели сохранить для нас эту правду, спасибо проекту «Изъятая повседневность» Центра культуры Новосибирска!»

"