Posted 16 февраля 2011,, 21:00

Published 16 февраля 2011,, 21:00

Modified 8 марта, 06:36

Updated 8 марта, 06:36

Скованные одной сетью

Скованные одной сетью

16 февраля 2011, 21:00
На этой неделе МЧС России предупредило жителей Центрального региона о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций из-за морозов. Причиной могут стать нарушения в работе электроэнергетических систем в связи с повышением нагрузок и неисправностями оборудования. Уже не в первый раз в МЧС указывают на высокий износ техср

В этом «черном» списке оказалась и Москва. От 40 до 70% коммунальных сетей города требуют замены, а работы идут крайне медленно. Эксперты считают, что отчасти в этом виноват монополизм компаний, которые предпочитают получать прибыль, а не работать на перспективу. Сами производители и поставщики жалуются на недостаток финансирования.

Двадцатиградусные морозы, накрывшие столицу еще на прошлой неделе, отступать не намерены. Пока коммунальные службы отчитываются, что справляются с работой, и крупных аварий на водных, тепло- или электросетях не происходило. Только в нескольких районах Москвы были небольшие отключения электричества. В первые дни февраля несколько десятков домов в Ясенево и Отрадном провели без света около часа. Пострадавших переключали на резервные источники питания. По прогнозу МЧС России, аварии в регионе на коммунальных системах будут случаться все чаще из-за ветхого состояния оборудования и нехватки ремонтных бригад.

По данным Департамента топливно-энергетического хозяйства (ДТЭХ) Москвы, изношенность сетей составляет от 40 до 70%. «В эту категорию мы относим те сети, где подходит к концу срок эксплуатации. Это не критично, но требует планомерных инвестиций для модернизации», – рассказывает «НИ» пресс-секретарь ведомства Сергей Чекина. Эксперт «Института экономики города» Владилен Прокофьев отмечает, что статистика, которую дают официальные источники, может не соответствовать действительности. «Эти показатели – скорее бухгалтерский учет, когда подсчитывают, у какого количества труб и кабелей заканчивается срок годности, – объясняет «НИ» эксперт. – Но в свое время они могли быть сделаны из хороших материалов и прослужат еще долго. А во времена перестройки и в начале 1990-х качество техсредств было хуже. По документам они еще новые, но их уже следует менять».

В январе мэр города Сергей Собянин указал, что почти две трети электросетей столицы «морально и физически» устарели. В Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК), занимающейся строительством и модернизацией хозяйства, говорят, что им удалось снизить изношенность за последние годы с 80 до 60%, на что было потрачено более 110 млрд. рублей. К тому же в городе почти половина водопроводных труб требует ремонта или замены, а больше трети водостоков работают с истекшим сроком службы. Темпы замены ветхих труб в ГУП «Мосводоканал» оставляют желать лучшего. За 2010 год там заменили меньше 180 км из необходимых четырех тыс. Изношенными считаются и 50% столичных тепловых сетей. Особенно плачевно ситуация складывается в центральной части города, где историческая застройка не позволяет производить массовую перекладку коммуникаций. Владилен Прокофьев указывает, что проблем не будет возникать, если каждый кабель или трубу менять раз в 25 лет. «По мировым стандартам нужно ежегодно производить замену около четверти сетей. У нас максимальный показатель – 2,5% замены от необходимого. И это учитывая, что в последние годы ситуация стала выправляться», – говорит эксперт.

На фоне таких показателей отсутствие в последнее время серьезных аварий в московском коммунальном хозяйстве – явление временное, считает лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин. «Принцип работы у компаний ЖКХ стал авральным, – говорит г-н Митрохин «НИ». – Они занимаются бизнесом, их задача получить максимальную прибыль. Тратить деньги на ремонт невыгодно. Они знают, что всегда выбьют деньги из бюджета на аварийные случаи. Контролировать направление средств на обновление сетей должны чиновники, но результаты их работы мы видим наглядно».

Отметим, что вообще-то проверять эффективность расходования средств в сфере ЖКХ нужно постоянно, а не только если произошла крупная авария. Однако на деле этого не происходит. Более того, курировать Департамент ЖКХ в правительстве Сергея Собянина поручили Петру Бирюкову, проявившему свою несостоятельность еще в команде Юрия Лужкова.

В Департаменте топливно-энергетического хозяйства указывают, что влиять на организации ЖКХ по закону они не могут, и приводят в пример ситуацию с электросетями. Так, после аварии на Чагинской АЭС, когда в мае 2005 года в столице случился блэкаут, между компанией РАО «ЕЭС России» и правительством Москвы было достигнуто соглашение о совместных инвестициях в отрасль. Исполнению намеченного, по словам чиновника, помешало последующее расформирование акционерного общества. Оказались тщетны и ожидания реформаторов, что частные инвесторы начнут вкладываться в модернизацию. «Их в первую очередь интересует получение прибыли», – обижаются чиновники.

В компаниях убеждают, что делают все, что в их силах, для замены изношенных сетей. В МОЭК замечают, что работают в режиме не текущего ремонта, а полной замены. Это обеспечивает более высокое качество, но и требует вложения значительных средств. «До финансового кризиса с учетом привлеченных инвестиций перекладка труб составляла 400–600 км в год, как было, например, в 2008 году. В прошлом году мы заменили 275 километров теплосетей, такое же количество планируется заменить и в этом году», – подсчитывает заместитель главного инженера по тепловым сетям и центральным тепловым пунктам МОЭК Андрей Николаев. По самым скромным подсчетам, заменить «все» будет стоить 55 млрд. рублей. За 10 лет в МОЭСК намерены снизить износ электросетей до 50%, а стоить это будет почти три трлн. рублей.

У монополистов причиной проблемы зачастую становится недофинансирование, подмечают эксперты. «С моей точки зрения, есть структурные сложности с коммунальными сетями, они избыточны», – говорит Сергей Митрохин. Он предлагает перейти к децентрализованной системе обслуживания, когда, например, малые станции привязаны только к одному дому или одному кварталу. «Содержать эти системы стоит гораздо дешевле, но монополистам это невыгодно. Им лучше тратить деньги на обслуживание громоздких сетей», – уверен политик. В ДТЭХ указывают, что город не оставляет компании в борьбе с невзгодами. «Мы заинтересованы в улучшении их работы и инвестируем в строительство и замену. Правда, в этом году бюджет в основном ориентирован на решение транспортной проблемы, поэтому такие проекты финансируются по остаточному принципу», – признается «НИ» Сергей Чекина.

Помимо нехватки денег, каждая из ответственных сторон видит еще несколько причин того, почему процент изношенных коммуникаций растет, а не уменьшается. Сергей Чекин считает, что серьезную проблему составляет строительство новых жилых массивов. «Дело в том, что когда город стал застраиваться, вкладывать средства в модернизацию никто не хотел. В результате новые жилые дома и коммерческие комплексы подключались к старым электросетям, нагрузка на которые значительно увеличивалась», – замечает чиновник. По его словам, теперь ее стараются распределить, вводя в строй новое оборудование. Сейчас, как говорят в Объединенной энергетической компании (ОЭК), наводят лоск на магистральную подстанцию в районе Москва-Сити, которая поможет в разгрузке.

Кроме того, в МОЭК указывают, что с каждым годом количество объектов увеличивается за счет передачи на баланс компании теплосетей различных ведомств. «Например, в минувшем 2010 году к нам было передано 100 километров труб, в итоге у нас стало 10,5 тысячи километров», – рассказывает «НИ» Андрей Николаев. Баланс ОЭК, занимающейся поиском бесхозных энергетических сетей, тоже растет. «Например, совсем недавно произошла авария на восточной РЭС. В районе Косино без электричества остались 35 жилых домов и детский сад. Выяснилось, что эти жилые и социальные объекты не обслуживаются ни одной из энергокомпаний. Именно на таких «ничейных» объектах и случаются аварии», – говорит «НИ» руководитель департамента по работе с органами власти, СМИ и рекламы ОЭК Александр Дробышевский.

Несмотря на безрадостную перспективу, компании уверяют, что серьезных проблем в обеспечении города теплом, светом и водой не возникнет. Есть еще дополнительные мощности, которые смогут взять на себя часть нагрузки. Но их представители затрудняются ответить, сколько лет город может прожить на «старых запасах», учитывая, что ежегодно происходит прирост потребления в среднем на 3–4%. Кроме того, многие жители сомневаются в качестве уже проведенного ремонта: как скоро его придется повторить? Во всех компаниях «НИ» уверили, что уделяют большое внимание внедрению новых технологий. Например, МОЭК устанавливает трубы, которые прослужат в два раза дольше предыдущих. Сергей Митрохин сомневается, что при замене сетей используются современные материалы и конструкции. «Высокотехнологичные трубы и коммуникации долго работают. Их не нужно часто ремонтировать, а следовательно, и выделять так много средств», – рассуждает г-н Митрохин, предполагая наличие коррупционной составляющей.

Экономисты замечают, что модернизация структуры входит в число интересов тех компаний, которые хотят остаться на рынке. Из-за изношенности сетей происходят серьезные потери при доставке энергии. «Проблема в том, что нормы потерь закладываются в тарифы Минэнерго. Сейчас эта планка на уровне 12%, и все отчеты ориентируются на этот показатель. На самом деле фактически эти результаты доходят до 40%, особенно по теплу и воде», – замечает Владилен Прокофьев. Как правило, компенсировать это приходится за счет потребителя.

В ТБИЛИСИ ВООБЩЕ НЕТ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОТОПЛЕНИЯ

Еще несколько лет назад коммунальные сети в столице Грузии были сильно изношены. Из-за аварий систем водоснабжения по улицам часто текли ручейки, а то и реки из питьевой воды. Страна и ее столица пережили серьезный кризис с подачей электроэнергии. Была проблема и с подачей природного газа. На кухнях стояли баллоны со сжиженным газом, к которым подсоединяли газовые плиты. Ситуация стала меняться к лучшему после того, как эти сферы ЖКХ перешли в частные руки.
Подачей воды в Тбилиси в последние годы занимается компания Georgian Water and Power (GWP). Две ее «дочки» снабжают водой города Мцхета и Рустави. В Тбилиси вода течет из девяти источников, большинство из которых используются еще с советских времен. Водоснабжение декларируется как одно из приоритетных направлений, и на систему водоснабжения тратятся миллионы лари. Ситуация с подачей воды и ее качеством в столице выправилась, хотя в провинции дела обстоят хуже. Подачей электроэнергии в Тбилиси занимается компания «Теласи». По информации информационного портала Грузия-online, в 2010 году сумма инвестиций «Теласи» составила 24 млн. лари (более 13 млн. долларов США). Из них более 13 млн. лари были потрачены на реконструкцию распределительной сети и улучшение системы учета электроэнергии. Приоритет «Теласи» – реабилитация и модернизация распределительной сети. На это уже потрачено более восьми млн. лари. Газовым хозяйством занимается казахстанская компания «Казтрансгаз», которая также активно восстанавливает сети. Кстати, центрального отопления в Тбилиси нет: отопительные приборы и система горячего водоснабжения работают на газе. Увы, случаи отравления угарным газом нередки.
У тбилисцев, однако, есть большие претензии ко всем этим службам, так как цена водоснабжения, газа и электроэнергии значительно повысилась. К примеру, тариф на питьевую воду, который составлял на одного человека два лари 40 тетри (один тетри равен одному доллару 36 центам) вырос в декабре прошлого года до трех лари 15 тетри. К тому же с 15 февраля заработала новая единая система оплаты коммунальных услуг. Если абонент не заплатит за одну из них, ему отключат и все остальные. Жители столицы считают, что это нарушение закона. Смягчить ситуацию призваны ваучеры размером в 20 лари на оплату электроэнергии, которые власти решили раздать тбилисцам. С учетом того, что затраты электроэнергии на горячее водоснабжение и отопление в среднем на семью достигают в месяц 100 лари, жители столицы восприняли ваучеры как насмешку.
Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси


ИЗРАИЛЬСКИЕ ТРУБЫ РАССЧИТАНЫ НА СТО ЛЕТ

Проверкой состояния канализационных систем в еврейском государстве занимается компания «ХАШАФДАН» (аббревиатура на иврите – «Очистка сточных вод»). Обычно городские службы заключают с этой компанией договоры на регулярные обследования канализационных коллекторов. После подписания таких договоров между компанией и муниципалитетом или поселковым советом вся ответственность за предупреждение аварий в канализационных системах ложится на «ХАШАФДАН». Фактически это страховое свидетельство. Когда два года назад инженеры «ХАШАФДАНа», исследовавшие канализационный коллектор, проложенный под шоссе Аялон в центральной части страны, потребовали от Дорожного управления немедленного ремонта, то ремонт начался уже на следующий день. Причем жители при этом неудобств не испытывали: ремонтные бригады сперва обязаны соорудить временные канализационные коллекторы, если основной планируется перекрыть. Компания «Мекорот», снабжающая питьевой водой большинство местных потребителей, разработала и поставила на краны специальные насадки, на треть экономящие потребление воды. Эта же компания проверяет водопроводные трубы и выявляет и устраняет протечки. Износ коммунальной инфраструктуры в районах, близких к побережью Средиземного моря, доходит до 15%. В центральных и горных регионах – около 10%. В последние два десятилетия прокладываются трубы новых образцов из композитных материалов. Срок их службы – не менее ста лет.
Серьезная авария водопроводных сетей произошла в одном из районов города Ришон Ле-Цион 21 мая 2006 года. Ришон Ле-Цион – город с более чем 250-тысячным населением. Ремонт занял более двух часов, но допустить отсутствие воды на такое долгое время в жаркий день для района, в котором проживают 30 тыс. человек, городские власти не могли. Поэтому уже через 40 минут во дворы обезвоженного района въезжали машины с водой. Двух- трех- и пятилитровые бутыли с питьевой водой могли получить все желающие. На следующий день та же городская служба собирала пустые емкости. Примерно так же обстоит дело в случаях перебоя с электроэнергией. За свою многолетнюю корреспондентскую жизнь в Израиле я помню только два случая, когда в районе моего проживания неожиданно гасли все электроприборы. Максимум – на 20 минут. Понятно, что за это время неисправность не устранялась. Просто включались дополнительные аварийные генераторы.

"