Posted 16 февраля 2010,, 21:00

Published 16 февраля 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 07:14

Updated 8 марта, 07:14

Лапу не подадут

Лапу не подадут

16 февраля 2010, 21:00
В столице продолжают искать способ борьбы с бездомными собаками. Несколько лет назад их стерилизовали и выпускали, потом стали отлавливать безвозвратно, теперь собираются фильтровать и затем усыплять больных и агрессивных. Как выяснили «НИ», бездомные собаки заполняют различные ниши в экосистеме города, и многие псы оп

Собачий мир столицы корреспондент «НИ» исследовала вместе с зоопсихологом Андреем Тупикиным. За два часа прогулки мы обнаружили 36 животных, занимающих разные ниши в собачьей картине столицы. Опасность быть покусанными существовала только в одном случае.

Дай колбасу

Мы выходим из метро «Кантемировская», и вот наш первый «объект исследования» – на картонке расположилась рыжая сука с черными подпалинами. Чуть дальше, обложив продавщицу газет с обеих сторон, примостились еще две меховые тушки. Заметив наш интерес, рыжая повернула голову в мою сторону, но, не обнаружив и намека на колбасу, зевнула, и уткнулась мордой в лапы. А бурый пес, примостившийся в углу рядом с бомжем, и вовсе не обратил на нас внимания.

– Это собаки, которые живут в метро, – говорит Андрей. – Публика бесконфликтная, ко всему привыкшая. Такая собака может отреагировать на что-то совсем необычное, но повышенным вниманием, пьяными и больными людьми их не удивишь. Они не просто так тут лежат, а под прикрытием, – песики считают продавщицу газет и бомжа «своими людьми». Они «при человеке», пусть он и не хозяин, но хотя бы покровитель.

Эти собаки «зарабатывают на жизнь» попрошайничеством, они очень опытные. Контакт с человеком, который не приведет к колбасе – для них лишняя трата сил. Поэтому, прежде чем «подружиться», они заглядывают прохожему в глаза, оценивают свои шансы и редко ошибаются.

Маленький подстрекатель

Мы идем дальше. Через дорогу гаражи за проволочным забором. Три матерых рыжих пса, один поменьше и черно-белый кобелек тут явно ходят «в охранниках»; завидев нас, стая зарычала, а кобелек вырвался вперед с залихватским лаем. «Звоночек» – говорят про таких сторожа.

– «Застрельщик», – реагирует Андрей Тупикин. – То есть подстрекатель. Он науськивает стаю, и как раз из-за таких начинается отстрел. Уничтожают спокойных, уравновешенных собак, а «застрельщиков» сторожа прячут, полагая, что истеричная собачка – хороший помощник в охране. Получаем схему: «новая стая – старый застрельщик – очередной отлов».

Через гаражи идет женщина. «Звоночек» отвлекается от нас и кружит у ее лодыжек, угрожая тяпнуть. Остальные собаки лениво порыкивают. Не факт, что они включатся в конфликт, а провокатор сам по себе не смелый и не сильный. Но если ему удается «завести» стаю, в газете может появиться очередная заметка о том, что всех собак нужно немедленно уничтожить, иначе они скоро съедят горожан.

Именно собаки сторожей – чемпионы по укусам и агрессии в адрес прохожих. Они охраняют определенный объект, считают его своей территорией и чувствуют при этом поддержку человека. Даже если сторожа открыто не науськивают собак, наличие постоянных, персонально знакомых людей, которых они ощущают за спиной, делают их уверенными. Кроме того, сторожа поощряют, когда собаки кидаются с лаем на «чужого». Поэтому мы не переходим через дорогу, а продолжаем наблюдать за стаей с почтительного расстояния.

– Чаще всего конфликты возникают на границе объекта, – объясняет Андрей. – Человек идет там, где ходить постороннему в общем-то можно, это еще не стоянка и не стройка, но у собаки представление о своей границе шире. Вот чуть дальше – стройка, в декабре сука привела туда семерых щенят. Они все привитые, славные щенки. Но если их не разберут и образуется стая – или потравят, или отстреляют. Потому что стая в этом месте будет мешать.

Злые, как люди

Собаки опекунские ничего не охраняют, а просто живут во дворе по соседству с какой-нибудь одинокой старушкой, большой любительницей животных. Таких собак мы видели во дворах и подъездах – толстые, откормленные, они лежат на картонках, перед ними миска еды, часто – полная. Они с презрением отвергают хлеб – сытые. Однако, создавая с собакой персональные отношения, опекун дает ей уверенность, но не берет на себя ответственность за поведение животного. Случается, бабушка кормит не одну собаку, а собирает целую стаю, которую не может контролировать.

– Однажды (дело было в старом московском дворе в районе Владыкино) меня позвали посмотреть на одну агрессивную стаю, – вспоминает Тупикин. – Стая всех облаивала и покусывала, поступало много жалоб. Опекуном стаи оказалась очень злая старушка, прослужившая всю жизнь в милиции, с остатками гонора и презрением к людям. Она на всех кидается, защищая собак. Собаки тоже начинаются бросаться на людей. Их отстреливают. Старушка становится еще злее – убили ее любимцев – и прикармливает следующую стаю. Которую через какое-то время тоже отстреливают по причине агрессии.

Истинно бездомные

Мы сворачиваем в сторону Котляковского рынка. Рядом стая поджарых собак, которые бегут дружным строем и не обращают на нас ни малейшего внимания. Это собаки истинно бездомные, а точнее – истинно ничейные. Потому что в их, собачьем представлении, дом у них есть. Это кусок их среды. Территория, гораздо большая по площади, чем у собак опекунских и сторожевых. Но главное отличие в другом – они щенятся в недоступных для человека местах.

– Собаки опекунские и истинно ничьи очень по-разному размножаются и по-разному выживают, – рассказывает Андрей. – И тех и других довольно много. Собаки сторожей очень часто теряют щенков – их топят сторожа. Но во время отлова они страдают меньше – сторожа их все же берегут и защищают. Размножение идет медленно, но и выбывание из популяции происходит медленно. Истинно ничьи – быстрые. Размножаются более эффективно, ведь щенки в недоступном месте. Но гибель собак гораздо выше, особенно во время отлова – за них никто не вступается. А щенки, если они в раннем детстве не видели человека, не успели его запечатлеть, как сородича, доверять полностью человеку никогда не будут.

Ночные охотники

Есть в Москве и совсем дикие собаки. Они избегают контактов с человеком и выходят из своих убежищ только по ночам. Днем их встретить очень сложно. Андрей рассказывает, что дикие собаки угрозы для человека не представляют из-за сильного страха перед ним. Но когда такую собаку отлавливают и через питомник пристраивают в семью, у нее остается страх перед незнакомцами и общественным транспортом – она не воспринимает людей как сородичей даже после того, как привязывается к хозяину.

– Эта ниша не может сильно разрастаться по одной простой причине – она завязана на количество еды, – говорит Андрей. – Дикие собаки добывают себе пропитание сами – собирательством или охотой. Главным образом, собирательством. А то, что лежит в мусорных бачках, не бесконечный ресурс. Если мы уберем с улиц помойки, популяция диких собак сократится до нуля.



Что делать с бездомными собаками?

Ирина НОВОЖИЛОВА, президент центра защиты прав животных «Вита»:
– Программа стерилизации имела смысл, если бы был перекрыт «кран» беспорядочного разведения. А перекрывается он просто – за счет введения специального налогообложения граждан, содержащих животных. Обычные граждане не считают нужным стерилизовать свою собачку, они просто не задумываются о том, где окажется потомство питомца. Еще нужно создавать школу кинологов-ловцов. У нынешних «специалистов» менталитет шариковский, они умеют ловить животных только на убийство. Чиновники считают, что проще убрать собак, чтобы их совсем не было. Но когда есть небольшая популяция собак, стерилизованных и привитых, это барьерная полоса для прихода животных из области.

Евгений ИЛЬИНСКИЙ, президент «Центра правовой зоозащиты»
– Нужна разумная эвтаназия. Если в первый год изъять 20 тысяч особей – это подорвет популяцию, и, по моим подсчетам, уже во второй год достаточно будет изъять только 8 тысяч. И так – по нисходящей, с каждым годом все меньше и меньше. Иначе собаки будут гибнуть от живодеров и потрав. А мошенники одну и ту же стаю возят по району и за отдельную плату «убирают» ее от крыльца офиса с тем, чтобы выпустить у дверей магазина. И тут же предложить дирекции свои услуги.
Записала Светлана СКАРЛОШ

"