Posted 16 февраля 2004,, 21:00

Published 16 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

МАСЛЕНИЦА ВСЕ-ТАКИ ПРИШЛА

МАСЛЕНИЦА ВСЕ-ТАКИ ПРИШЛА

16 февраля 2004, 21:00
Вчера в Москве должны были начаться масленичные гулянья. Однако накануне пресс-секретарь мэра столицы Сергей Цой заявил о том, что московские власти будут настаивать на отмене праздника из-за событий в «Трансвааль парке». Одновременно с этим психологи заговорили о возникновении у горожан постстрессового синдрома, а так

Помимо самих пострадавших и их родственников, за консультацией к психологам обращаются многие москвичи, которых беда впрямую не коснулась. Общие симптомы – тревога, бессонница, плохое настроение, желудочные недомогания. Многие жалуются на то, что спускаются в метро с неприятными ощущениями. Теперь к страху перед подземкой, где и без того не всем комфортно, добавился еще один страх – оказаться под завалами какого-нибудь архитектурного шедевра. Что на очереди? Эту мысль задают сами себе многие москвичи, которым трудно переварить две трагедии за одну неделю.

«Естественная реакция здоровых людей, – заверил «НИ» руководитель научно-практического центра «Психология экстремальной ситуации» Алексей Захаров. – Человек паникует, ищет защиты – значит, вырабатываются защитные механизмы. Причем это сугубо индивидуальный процесс. Кто-то вообще перестает реагировать на любые сообщения о ЧП. Для кого-то, напротив, последствия катастроф могут быть ощутимы в течение многих месяцев».

К сожалению, нет единых рецептов для всех, в чьих душах поселился страх. «Смысл нашей работы как раз в том и состоит, – считает замдиректора Московской службы психологической помощи населению Валерий Шатило, – чтобы выслушать конкретного человека и найти способ, как помочь именно ему».

Все врачи солидарны в том, что при подобных трагедиях возрастает роль властей в погашении и нейтрализации негативных настроений в обществе. Однако самое большое, на что хватает обычно наших чиновников, – это организация материальной помощи пострадавшим. Главного – создания механизмов, способных избавить общество от фобий и паникерства, – не делается. В результате страхи, заглянувшие в наши души, зачастую прописываются там навсегда.

Анализ действий госслужащих в полторы недели «черного февраля» позволяет сделать плачевный вывод: Москве не было оказано скорой помощи. Люди – все до единого – оказались «погребены» под обломками, «утонули» в море крови. К сожалению, не без участия СМИ, избегающих трезвого анализа и сопоставления случившегося с тем, что смогли пережить Нью-Йорк, Париж, Иерусалим, Токио. Главное, в чем превзошли тамошние мэрии нашу столицу, – даже не скорость доставки пострадавших в госпитали и разборки завалов, а поднятие морального духа, сплочение потрясенных людей. После диверсии в токийском метро секты «Аум Синрикё» были организованы благотворительные концерты популярнейших артистов.

Мы оказались разобщены. Поэтому заявление пресс-секретаря мэра Москвы об отмене Масленицы не могло не вызвать озабоченности. «Концентрация только на утратах, боли может перерасти в коллективные психические отклонения, – считает Алексей Захаров. – Людям, перенесшим стресс, надо дать почувствовать: жизнь не закончилась, есть на что опереться...».

Несмотря на весь трагизм февральских дней, весну никому не удастся отложить. «Мы не боимся террористов, и вообще ничего не боимся, – сказала «НИ» ведущий специалист отдела комплексных программ правительства Москвы Елена Стружкова. – Если только в стране официально не будет объявлен день траура, масленичные гулянья сохранят свой обычный формат. Что касается возможных провокаций, то, согласно временному постановлению о проведении массовых мероприятий, на нас лежит ответственность за безопасность празднования проводов зимы. И мы ее обеспечим».

В комитете по туризму правительства Москвы в свою очередь подтвердили: «К празднику все готово, а там посмотрим». Что это значит? С одной стороны, грех в такие дни предаваться буйному веселью. С другой – психологи говорят о том, что надо срочно снимать стресс. С третьей – график масленичных гуляний был утвержден мэром Москвы еще в декабре. Потрачены сотни тысяч рублей. Весь вчерашний день московские чиновники отказывались сказать Масленице твердое «да». Глава комитета по туризму правительства Москвы Григорий Антюфеев, оказавшийся в «блинном сюжете» крайним, со вздохом пообещал, что «разудалого, развеселого гулянья в столице не будет... Все будет проходить в спокойном режиме». Это и есть столичный ответ посттравматической депрессии, которой больны москвичи.

"