Posted 17 января 2019,, 16:07

Published 17 января 2019,, 16:07

Modified 7 марта, 11:50

Updated 7 марта, 11:50

Левада-центр: за отставку правительства выступают интеллигенция и рабочие

Левада-центр: за отставку правительства выступают интеллигенция и рабочие

17 января 2019, 16:07
Фото: RFE/RL
По последнему опросу "Левада-центра" 53% россиян хотят отставки правительства. Директор центра, Лев Гудков говорит, что таких высоких показателей не было ещё никогда, причём они особенно велики в среде людей с высоким уровнем образования и рабочих.

"Мы проводим такие опросы с 2002 года, - говорит Лев Гудков в эфире радио "Свобода". - Обычно средний уровень готовности отправить правительство в отставку был около трети. Это стабильная цифра, но она поднимается в ситуациях кризиса. Она достигала в конце 2012 на фоне массовых протестов до 38%, в следующем году до 39%, потом после Крыма она упала. В этом году она подскочила до 53% - это впервые такой результат. Причем более категоричные высказывания, то есть определенно "да", подскочили за два года с 11 до 23%, то есть удвоились.

Надо посмотреть, кто выступает и на каком фоне выступает за отставку. В наибольшей степени и более резко, более категорично выступают более образованные слои, занятые в частном секторе, то есть это специалисты, менеджеры, предприниматели, люди с высшим образованием и москвичи. Интересное расхождение, потому что напряжение и расхождение сильнее все-таки в провинции, в средних городах, в малых городах, в индустриальной России. Готовы высказаться по поводу отставки правительства, полное неприятие – это все-таки столица, более образованные, более независимые от власти группы населения. Интересно то, что за более образованным населением следом идут по готовности и радикальности своих требований рабочие.

В сравнении с советским временем их число, конечно, резко уменьшилось, но все равно это все-таки модельная группа. До сих пор у нас все меряют именно по рабочим, они выступают как такая норма человеческих потребностей.

По декабрьским замерам, 52–53% считают, что нас впереди ждет очень тяжелый кризис, что у нас самые тяжелые времена впереди, то есть доминирует пессимизм и экономический, и психологический. Ощущение острой несправедливости нынешней политики. Он прежде всего связан именно с изменением отношения к внешней политике, милитаристской, военной политике внешней. Почему такое резкое возмущение по поводу пенсионного законодательства, потому что люди действительно понимают, что у государства есть деньги, но оно тратит их на свои нужды, либо просто разворовываются, либо большая часть идет на перевооружение армии, на покупку лояльности чиновников, расходы на полицию, службу безопасности и прочее. Но главным образом это на Сирию, на войну. Люди слышат, что у государства не хватает денег на это. Они в принципе не против такой внешней политики и восстановления статуса великой державы, но "не за наш счет". Поэтому изменение пенсионного возраста воспринимается как полный грабеж, как то, что власть лезет в карманы граждан.

Примерно половина населения собирается продолжать работать после выхода на пенсию еще примерно около пяти лет. Пять лет примерно – это дополнительные доходы семье. 70% людей живут от зарплаты до зарплаты, особых накоплений нет. И тут появляется дополнительный источник, который позволяет немножко увеличить стратегические ресурсы семьи, какие-то сделать приобретения, как-то расширить потребление. Именно на это власти покушаются, они отнимают эти возможности. Это чрезвычайно остро чувствуется людьми, не самими пенсионерами, а именно людьми предпенсионного возраста или чуть помоложе.

Власть, чиновничество и население по-разному воспринимают пенсию. Власть, как и в советское время, относится к этому как к компенсации утраты трудоспособности, как некоторое соцобеспечение, гарантия от нищеты полной. А население считает, что это их деньги, просто проведенные через государство.

Опросы бизнеса, если брать направленные наши исследования, они показывают довольно мрачные настроения бизнеса. Ощущение тупика, отказ от долгосрочных инвестиций, расчет только на очень короткие проекты. В общем в ожидании, смешанном с очень мрачными настроениями, в ожидании того, что что-то произойдет. Довольно большой процент руководителей производств говорят о падающем спросе в населении, соответственно, сокращении производства.

Потому что если постоянно говорить о повышении, о том, что Россия встает с колен, о том, что стала великой державой, вопрос стоит: где деньги, Зин? Почему эти деньги не идут населению? Ответ, который население дает само себе на этот незаданный вопрос: понятно, что воруют. Вот, собственно, это и подрывает легитимность власти".

"