Posted 16 января 2008,, 21:00

Published 16 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:19

Updated 8 марта, 08:19

Тележурналист Марианна Максимовская

Тележурналист Марианна Максимовская

16 января 2008, 21:00
Ведущая программы «Неделя» на РЕН ТВ Марианна Максимовская на излете минувшего года получила престижную награду – премию Артема Боровика. Сегодня МАКСИМОВСКАЯ, пожалуй, – единственный журналист из знаменитой команды НТВ, которая до сих пор ведет политическую программу на общенациональном канале. Причем программу, котор

– Сегодня тележурналист – востребованная профессия, как это было в 90-х годах?

– Конечно, нет. Девяностые годы и нулевые с точки зрения ситуации в профессии – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Девяностые годы были расцветом российской журналистики. Это была одна из самых престижных профессий, и в нее шли самые блестящие люди с самым разным образованием. Посмотрите на звезд 90-х годов. Это историки, биологи, юристы, физики и журналисты в том числе. Посмотрите, что сейчас происходит. Я веду занятия на журфаке МГУ на пятом курсе. Мои студенты уже почти все пристроены по разным редакциям. Я смотрю на них и сравниваю, как начинала я сама и мои сверстники. Сейчас все совершенно по-другому. Эти молодые люди понимают, что приходят в уже сложившуюся структуру, где чтобы сделать карьеру, нужно принимать правила игры, нужно идти на определенные компромиссы, в том числе, может быть, на компромиссы со своей совестью. Они это прекрасно осознают и обсуждают между собой, но эта мысль не вызывает у них такого романтического всхлипа: «Неужели мне придется идти на сделки с совестью? Нет, никогда! Пойду-ка я лучше в библиотекари!» Из них почти никто не хочет работать политическим корреспондентом в новостях. К сожалению, сейчас в нашей профессии кризис. Очень мало «свежей крови». Мало новых людей, которые приходят в серьезную журналистику и у которых глаза горят. Впрочем, совершенно иначе обстоят дела в других областях нашей телевизионной жизни. Посмотрите, какой расцвет развлекательных шоу, которые становятся все более и более профессиональными и зрелищными.

– Тем не менее серьезные журналисты все же востребованы. Вы ведь более десяти лет на экране.

– Знаете, ваш вопрос похож на тот, который часто задают артистам: «В чем секрет вашего творческого долголетия?» Можно отвечать всерьез или отшучиваться. Последнее предпочтительнее. Ну, что я могу сказать? Есть разные варианты ответа. Первый: так получилось. Второй: я долго и упорно работала и поэтому я до сих пор здесь, и профессия не вытолкнула меня на обочину жизни. Третий вариант: все как-то произошло само собой.
Нужно только оказаться в нужный момент в нужном месте. Любой из вариантов ответа будет либо неполным, либо банальным. Костяк нашей программы – это люди, с которыми мы работали со времен «старого» НТВ и ТВ-6. Ну, вот, например, я с шеф-редактором Светланой Елиной работаю вместе уже 11 лет. Мы пережили переходы с канала на канал, закрытие каналов, открытие новых каналов, безработицу, отсутствие денег в те моменты, когда нам не платили зарплату. В чем секрет нашего такого длинного творческого союза? В том, что мы представляем себе нашу профессию одинаково, думаем одинаково, у нас одинаковые взгляды, в том числе и политические тоже. Нам комфортно работать вместе, и мы до сих пор сохранили возможность работать так, как мы считаем нужным.

– Как вы выбираете темы для вашей аналитической программы?

– Достаточно просто. Есть общественно-важные события, мимо которых мы пройти не можем по определению. События, касающиеся большого числа людей в нашей стране, либо события, последствия которых будут ощущаться в течение долгого времени, либо события, которые просто можно назвать судьбоносными для нашей страны. Есть другие темы. Может быть, не такие значимые, но невероятно любопытные, захватывающие. Есть просто феноменальные события, которые трогают любого человека, любого зрителя. Есть темы, которые, как мне кажется, интересны нашему зрителю. А я примерно представляю портрет зрителя нашей программы: мне кажется, что это человек думающий, образованный, задающий себе вопросы и старающийся найти на них ответы.

– Когда-то прессу называли «четвертой властью», которая могла влиять на политику и общество в России. Какова ситуация сегодня? Реагируют ли представители власти на острые сюжеты, которые вы показываете в ваших программах?

– А вам как кажется? По-моему, это риторический вопрос. Мы с властью идем параллельными курсами, живем как бы в параллельных мирах. И эта ситуация в России меня, конечно же, удручает. Бывают ситуации, когда нам удается кому-то помочь, но это происходит достаточно редко. Вот сейчас наша служба новостей ведет целый проект – отслеживает судьбу рядового Романа Рудакова, который пострадал от дедовщины в армии и который до сих пор ждет очень сложной и дорогостоящей операции. Эта акция нашла огромный отклик у телезрителей. Люди пишут на сайт, пытаются помочь материально. Эта ситуация остается, как принято говорить, в центре внимания общественности.

– Существуют ли на вашем канале цензура и самоцензура?

– Цензуры у нас на канале, к счастью, нет. А вот самоцензура у меня, как у любого нормального человека, конечно, присутствует. Объясню, что я имею в виду. Я проверяю свои тексты и тексты корреспондентов на предмет соответствия закону. Очень тщательно, очень подробно. Особенно если речь идет о конфликтных ситуациях, о каких-то спорных с юридической точки зрения ситуациях. Когда, например, мы говорим о межнациональных отношениях или о каких-то обвинениях, в том числе в разжигании межнациональной розни. Я не поленюсь восемь раз сходить к юристу и проверить текст до запятой на соответствие закону. Это я и называю самоцензурой. Но я не буду себя ограничивать в каком-то сюжете или не говорить о чем-то, если это очень важно, но может не понравиться «Петру Никанорычу».

– О чем бы вы стали снимать неполитическую программу?

– Я бы не смогла ее сделать, потому что у меня, как в том анекдоте, «что ни сделаешь, все получается автомат Калашникова». Я всю свою жизнь в журналистике занималась новостями и политической журналистикой. Я так «заточена» и думаю, что уже нет смысла перестраиваться. Кататься на коньках я не умею, готовить не люблю, шить – тоже. Я даже пуговицы пришиваю криво. Проблема выбора крема для сухой или смешанной кожи меня тоже мало волнует. Хотя, правда, появившиеся недавно на российском телевидении программы про моду я полюбила. Но и они интересуют меня с социальной точки зрения. Мне интересно, как меняются женщины из совершенно разных слоев общества, разных профессий, разного уровня достатка. Интересно смотреть, как они преображаются, даже говорить начинают по-другому, просто получив инъекцию стиля. Но и такого рода программу я, пожалуй, буду смотреть с другой стороны экрана.

– Как вы проводите свое свободное время?

– У меня семья. И поэтому, как любая семейная женщина, я свое свободное время провожу вместе с семьей и с друзьями. Я с детства много читаю и сейчас читаю все подряд. Но вот какого-то хобби у меня нет. Когда телевизионный журналист, например, говорит: «Я каждый день катаюсь на лошадях», я всегда думаю, что этот человек либо плохо занимается своим делом, либо плохо катается на лошадях. Если, конечно, он не станет в итоге делать телепрограмму о лошадях. Потому что просто совмещать нашу работу, которая требует ежедневного погружения, с еще каким-то делом – просто невозможно.

– Что для вас значит телевидение? Это наркотик?

– Безо всякого пафоса могу вам сказать на примере собственного опыта, что если нашей профессией не заниматься день ото дня без перерыва, то ничего не получится. Это, безусловно, ремесло, которое достигается упражнением, нудным, ежедневным преодолением себя. Если вы думаете, что мне доставляет удовольствие смотреть новости на всех каналах, то вы глубоко заблуждаетесь. Но я себя заставляю и смотрю, потому что я должна знать, что и как показывают мои коллеги из разных каналов. Я обязана читать все газеты. Смотреть все новостные сайты в Интернете. И еще телефон звонит непрерывно, и приходится решать самые разные вопросы – технические, идеологические. Как только ты на день выпадаешь из этого процесса, сразу же получаешь по голове в собственном эфире. Оказывается, то, что ты упустил, как раз было самым важным, без чего картинка не склеивается и распадается, как распадается мозаика, в которой не хватает самого главного.
Но, с другой стороны, мне хорошо известно ощущение дискомфорта, когда вдруг в выходной день замечаю, что телефон почти не звонит. Я удивляюсь: с чего бы это? Может быть, я уже никому не нужна? Может быть, не осталось никаких вопросов, которые нужно решать? Бывает, что я куда-то уезжаю отдыхать. И вот я лежу на пляже, и рядом пальма, и сквозь эту пальму просвечивает солнце. И я думаю: вот я тут лежу, а где-то жизнь происходит. А вдруг я самое важное пропускаю? Короче говоря, работа становится не смыслом жизнью, а самой жизнью. Я не уверена, что это признак уравновешенного сознания. Но это факт.

– Позвольте личный вопрос. Говорят, что ваш муж очень хорошо готовит. Какое ваше самое любимое блюдо в его исполнении?

– Честно говоря, мое самое любимое блюдо готовит не муж, а моя мама. И теперь уже моя сестра. Это рисовый пудинг с изюмом, сделанный по старинному английскому рецепту, привезенному еще моей прабабушкой из Великобритании. Это настоящий, старинный английский рисовый пудинг с изюмом. Я его люблю больше всего на свете. Меня часто родители зазывают в гости и обещают приготовить это мое любимое блюдо. Конечно, я еду к ним не из-за пудинга. Но это еще одно приятное дополнение к моему визиту к родителям.
А мой муж и правда очень любит готовить. Он гурман. Все время пробует что-то новое. И удивительное дело: когда мы приходим куда-то в ресторан в новом месте, он всегда безошибочно заказывает все самое вкусное. Я же совсем не умею выбирать, и мне приносят совсем не то, что я ожидала. Поэтому теперь я каждый раз обезьянничаю и прошу принести мне то же, что заказал он. Обычно попадаю в десятку, как, впрочем, когда-то попала в десятку, выбрав мужа.

СПРАВКА

Тележурналист Марианна Максимовская родилась 7 апреля 1970 года в Москве. В 1992 году окончила факультет журналистики МГУ. Сразу после путча в августе 1991 года пришла на работу в службу новостей Первого канала. В 1993 году стала корреспондентом НТВ, а с 1997 года была на этом канале одной из ведущих программы «Сегодня». В 2000–2001 годах вела программу «Герой дня». Вместе с большой частью журналистов НТВ ушла на ТВ-6, преобразованный позднее в ТВС. Была заместителем директора Службы информации телеканала. После закрытия и этого канала в 2003 году перешла на РЕН ТВ, где создала свою собственную еженедельную аналитическую программу «Неделя с Марианной Максимовской». Заместитель главного редактора РЕН ТВ.

"