Posted 16 января 2007,, 21:00

Published 16 января 2007,, 21:00

Неандерталец из Воронежа

16 января 2007, 21:00
Первые европейцы жили в Воронеже, а древние люди шли из России на Запад, а не наоборот, как считалось ранее. К таким сенсационным выводам пришли американские ученые из Университета в Колорадо. Они проанализировали раскопки российских археологов в местечке Костенки Воронежской области и предположили, что первые поселени

Костенки привлекли внимание воронежских археологов шесть лет назад. Предполагалось, что здесь располагались стоянки древних людей времен верхнего палеолита – эпохи, в которой на Земле появились наши праотцы. Еще в 2000 году здесь были найдены украшения из трубчатых костей птицы и подвески из раковин. Артефакты скрывались под слоем вулканического пепла, который, как удалось выяснить ученым, был принесен сюда 33–38 тыс. лет назад. А значит, находки еще древнее. С тех пор в Костенках раскопки не прекращались. В 2001-м здесь был обнаружен целый скелет мамонтенка. До этого момента их находили только в Сибири. Но настоящую сенсацию вызвала последняя находка. Археологи обнаружили голову человеческой статуэтки из бивня мамонта, возраст которой более 40 тыс. лет.

Это древнейшее скульптурное изображение человека может перевернуть все представления о миграции древних людей. Об этом заявили в начале недели американские ученые из Университета Колорадо, которые проанализировали находки российских археологов.

Считается, что первый человек появился порядка 150–200 тыс. лет назад в Африке. Примерно через 100 тыс. лет люди начали мигрировать в Евразию. Причем шли они с Запада на Восток, разбивая первые селения в районе Болгарии и Греции. Раскопки в этих странах позволили найти артефакты, возраст которых не менее 32 тыс. лет.

Находки в Костенках (на фото), которые старше европейских более чем на 10 тыс. лет, поставили эту теорию под сомнение. По словам американского ученого Джона Хоффекера, вполне возможно, что наши праотцы мигрировали с Востока на Запад, а первые люди пришли в Европу из района, расположенного на территории России.

Однако это не самые главные открытия, которые дали миру раскопки в Костенках. Они изменили представления ученых и об эволюции. «Всегда считалось, что верхний палеолит возник, потому что представители среднего палеолита – неандертальцы – трансформировались в человека в результате эволюции. Костенки доказали, что это не так, – заявил «НИ» руководитель экспедиции Костенки-12, ведущий научный сотрудник петербургского Института материальной культуры РАН Михаил Аникович. – Никаких памятников среднего палеолита, относительно которых можно сказать, что они дали начало верхнепалеолитической культуре, нами не обнаружено. Мы выяснили, что человек пришел в Европу из Африки около 50 тыс. лет назад, уже будучи достаточно развитым, и какое-то время существовал здесь рядом с неандертальцами».