Posted 15 ноября 2012,, 20:00

Published 15 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:19

Updated 8 марта, 05:19

Первая машина из вторых рук

Первая машина из вторых рук

15 ноября 2012, 20:00
Рынок подержанных автомобилей в нашей стране растет год от года. Причем способствуют этому как покупатели, так и продавцы. Первые традиционно стремятся максимально сэкономить, а вторые – побыстрее сбыть надоевшее авто, чтобы поменять его на новое. Какие марки особенно востребованы на вторичном рынке и как обезопасить с

Постоянный рост рынка подержанных авто в России для экспертов давно не новость. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», количество продаж автомобилей на вторичном рынке в сентябре 2012 года составило 459,4 тысячи, что на 5,4% больше, чем в сентябре прошлого года. Такие темпы объясняют статистику, согласно которой в нашей стране автомобилей с пробегом ежегодно продается почти вдвое больше, чем новых. Причем если раньше инициатива полностью принадлежала частным лицам, то сейчас свой кусок пирога в этом бизнесе решили получить и дилерские центры. Правда, пока им удалось отвоевать не более 6–8% рынка. По сравнению с успехами их европейских коллег это капля в море. Например, во Франции, дилеры продают половину бэушных авто. Впрочем, официальным представителям есть куда расти, к тому же в их распоряжении значительные козыри, а именно юридическая чистота, кредитные и страховые программы.

Новинка со скидкой

Если говорить о причинах, которые заставляют автовладельцев продавать свои машины, то, по словам экспертов, они могут быть самые разнообразные: от разочарования в качестве отделки до превращения некогда бодрого «железного коня» в рухлядь, которой остается лишь одна дорога – на запчасти. «Приобретение авто на вторичном рынке стало актуальным в последнее время, особенно после кризиса, – поясняет руководитель направления «Авито-Авто» Сергей Баландюк. – Список тех, кто принимает решение о покупке подержанной машины, только растет. По статистике, более половины российского автопарка было приобретено на вторичном рынке».

Эксперт уверяет, что покупка авто с пробегом имеет свои неоспоримые плюсы. «Главный из них – это возможность сэкономить, – поясняет г-н Баландюк. – Чем дороже новый автомобиль, тем больше он потеряет в цене с «возрастом» – это правило справедливо почти для всех брендов. Многие премиальные марки теряют до 30% стоимости уже в первый год эксплуатации. Таким образом, потребитель получает авто практически с теми же опциями, но с существенным дисконтом».

Кроме того, мотивацией для покупки подержанной машины часто становится желание повысить класс автомобиля или приобрести дополнительные опции, в частности полный привод и большой просвет, объемный багажник и восемь подушек безопасности, систему стабилизации или более богатую комплектацию. Причем стремление обладать всем этим, но за меньшие деньги, иногда заставляет потенциальных покупателей засматриваться на битые авто, которые нуждаются в существенной реставрации.

Иногда старые автомобили стоят, как несколько новых.
Фото: EPA

Доверяй, но проверяй

Но не стоит забывать, что выгодная на первый взгляд сделка может в конечном итоге обернуться головной болью для покупателя. Поэтому перед тем, как отдать деньги частному продавцу, стоит все внимательно проверить.

«Не стоит обольщаться низкой ценой, – предупреждает г-н Баландюк. – Слишком дешевые варианты могут оказаться как мошеннической комбинацией с вымышленной причиной срочной продажи, так и просто битым или некомплектным предложением, наконец, автомобилем с «кривыми» документами».

Как же уберечься от ловкачей-продавцов? «Для начала лучше просмотреть как можно больше предложений, постараться прикинуть среднюю цену – оценить, насколько она адекватна бюджету покупки, – советует специалист. – Затем нужно остановиться на вариантах, которые внушают наибольшее доверие. Ими, как правило, оказываются те объявления, в которых опубликована наиболее полная информация о машине: начиная с фотографий, наиболее точно отражающих состояние ее интерьера и экстерьера, и заканчивая краткой сервисной историей, исчерпывающими данными о состоянии авто и комплектации».

Проверка документов – еще один немаловажный этап покупки. Поэтому не стоит стесняться просить у продавца паспорт и свидетельство регистрации транспортного средства (ПТС и СТС), документы владельца или доверенного лица, сервисную книжку, справки об авариях, сервисные акты о ремонтах. Причем убедиться в наличии этой документации недостаточно: необходимо сверить все данные, чтобы исключить вероятность «липы».

Покупателю подержанного авто также не помешают навыки психолога, потому что нервозность в поведении продавца – четкий сигнал того, что он может скрывать что-то существенное. В этом случае эксперты рекомендуют не лениться и внимательно проверять государственные документы на скрытые изменения, вклейки, смазанные или бледные печати и подписи. Если встретили что-то подобное – от соблазнительного варианта лучше отказаться. Нелишне также изучить и записи в сервисной книжке, которую можно проверить у дилера.

Если же говорить об откровенном мошенничестве, то при покупке авто у частного лица можно нарваться на залоговую или угнанную машину. Первый вариант – маловероятен, но исключать его все же не следует. А вот второй – довольно распространен. Вскрыть обман в такой ситуации довольно просто: для этого достаточно взять копию паспорта транспортного средства, отправиться к официальному дилеру и узнать, выходила ли эта машина с заводского конвейера.

И, наконец, когда с формальностями все ясно, приобретаемое авто стоит проверить в автосервисе, вызывающем у вас доверие. Но и здесь надо помнить: иногда бывают такие «мастера», которые первоначально «не замечают» какую-либо неисправность, чтобы потом, когда сделка завершена и назад дороги нет, к ним обратились за помощью в ремонте.

Свести к минимуму подобные риски можно, купив машину у дилеров: пусть зачастую это получается не так выгодно, как «с рук», зато гораздо безопаснее. Кроме того, в нашей стране наконец-то появилась программа по сертифицированию автомобилей с пробегом, которую контролируют официальные представительства мировых марок. В этом случае гарантом юридической чистоты, хорошего состояния и эксплуатационных качеств автомобиля является непосредственно производитель. Он же может предоставить дополнительную техническую гарантию.

Возрастной ценз

Возраст машины – один из определяющих факторов, который обязательно стоит учесть, покупая подержанное авто. Логика здесь проста – чем меньше у нее стаж, тем лучше для потенциального покупателя. Разумеется, в каждом правиле не обходится без исключений. Например, «видавшая виды» в паре-тройке аварий двухлетка значительно проигрывает небитой пятилетке, но если о подобном экстриме речь не идет, из двух зол имеет смысл выбрать ту, что поновее.
Самыми привлекательными на вторичном рынке считаются машины от года до трех лет. Для желающих сэкономить это идеальный вариант, если, конечно, авто полностью исправно. Такие машины с небольшим пробегом обычно не нуждаются в ремонте, поэтому покупатель получает уже обкатанный товар без особых проблем. Что же касается причин, по которым прежний хозяин стремится избавиться от почти нового авто, то, как правило, это вопрос престижа. Для кого-то принципиально менять машину каждый год, а кто-то считает целесообразным приобрести что-то новое, как только за прошлую покупку выплачен кредит. Впрочем, «малолетки» на момент продажи довольно часто успевают побывать в серьезных ДТП, что и является основным поводом поскорее сбыть их с рук. Поэтому проверять их стоит особенно тщательно.
Однако основная масса предложений – это 4–7-летние автомобили. Их «состояние здоровья» может быть самым разным, но в любом случае покупателям таких машин изначально стоит откладывать деньги на ремонт. Во сколько он обойдется, в каждом случае просчитывается индивидуально, но 10% от суммы покупки, по утверждениям автомехаников, – это минимум.
Более серьезные траты предстоят покупателям «великовозрастных» бэушек. Что, впрочем, неудивительно: за 8–10 лет с автомобилем может произойти все что угодно, вне зависимости от того, насколько аккуратен и внимателен к своему «железному коню» был прежний владелец. Тут специалисты советуют перед покупкой провести особенно тщательный техосмотр, чтобы потом не столкнуться с неприятными сюрпризами в виде скрытых поломок или системных проблем.

"