Posted 15 ноября 2012,, 20:00

Published 15 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:20

Updated 8 марта, 05:20

Крали, крадут и будут красть

Крали, крадут и будут красть

15 ноября 2012, 20:00
На минувшей неделе мир искусства потрясла очередная громкая кража. В Музее изящных искусств Претории, столицы ЮАР, трое вооруженных пистолетами преступников среди бела дня украли шесть картин известных мастеров. Стоимость похищенных полотен оценивается в 2 млн. долларов. Впрочем, наверняка уже в скором времени сообщени

В Претории были похищены «Рыбацкие лодки» Ирмы Стерн, «Кошки с петуниями» Мэгги Лобсер, «Антилопы и птицы» Дж. Пирнеефа, «Портрет вождя готтентотов» Хью Ноде и «Уличная сценка» Джерарда Секото. Еще одну картину кисти Стерн воры вынуждены были оставить, потому что она не поместилась в салон их машины.

Через два дня четыре из пяти картин были найдены на частном кладбище Порта Элизабет, расположенного в тысяче километров от Претории. Сейчас полиция разыскивает не только преступников, фотопортреты которых были составлены, но и самую дорогую из похищенных картин – «Уличную сценку» Секото, оцениваемую в 800 тыс. долларов.

Впрочем, украсть картину – это даже не полдела, а только четверть дела. Главное для похитителя – суметь ее продать. По мнению специалистов, теория, будто коллекционеры направо и налево «заказывают» кражи нужных полотен, чтобы любоваться ими в гордом одиночестве, не вполне подтверждается. В подавляющем большинстве случаев воры действуют на свой страх и риск.

Прежде чем взять какую-нибудь картину на продажу, аукционеры тщательно проверяют ее «прошлое». В «Реестре пропавших произведений искусства» зарегистрировано 7,5 тыс. украденных картин. Самым популярным у воров художником является Пабло Пикассо.

Похитители, конечно, могут попытаться продать работу известного мастера под видом… копии. Они теряют при этом большие деньги, но получают их сразу. Криминалитет нередко использует картины известных мастеров в качестве своего рода залога при совершении крупных сделок по покупке-продаже наркотиков, оружия и других вещей. Есть и такие похитители, кто не прочь воспользоваться тем, что правительства нередко считают особо ценные картины национальным достоянием, и крадут их, чтобы выторговать за возврат какие-то уступки. Можно даже вернуть картину ее владельцу, если за возврат назначена награда.

Есть еще один вариант, но он годится только для самых терпеливых преступников. Большинство украденных полотен, в том числе и похищенных в других странах, не случайно часто находят в Голландии. В Стране тюльпанов похититель через определенное время может стать… законным хозяином украденных картин. Вот только ждать придется долго: если картина похищена из частной коллекции – 20 лет, а если из государственного музея – то и все 30. Терпеливый воришка может отсидеть несколько лет в тюрьме, потом тихо прожить еще полтора-два десятка лет и стать законным владельцем шедевра стоимостью в несколько десятков миллионов долларов.

Правда, для этого похитителю необходимо доказать, что картину украл именно он. Наверное, поэтому в Нидерландах так часто ловят похитителей картин и так легко доказывают их вину, но не находят краденого. Оставляя следы, воры надеются обеспечить себе безбедную старость.

Самой громкой считается, конечно, кража самой известной картины – «Моны Лизы». Ее совершил 21 августа 1911 года маляр и мелкий воришка по имени Винченцо Перруджа. Он заранее устроился на работу в Лувр и вынес шедевр под рабочим халатом. И хотя Винченцо оставил на оконной раме четкий отпечаток большого пальца, его имя в список подозреваемых почему-то не попало.

Перруджа продержал шедевр Леонардо да Винчи у себя дома в сундучке с двойным дном под печью больше двух лет. В ноябре 1913 года он предложил его флорентийскому торговцу картинами Альфредо Гери за полмиллиона лир, но после встречи с покупателем был арестован. На суде Винченцо Перруджа утверждал, что хотел вернуть национальное достояние Италии на родину.

Сейчас же рекордной по сумме похищенного считается кража картин в ночь с 18 на 19 марта 1990 года в бостонском музее Гарднера. Двое доверчивых охранников впустили двух полицейских, приехавших проверить сообщение о подозрительном шуме в музее. Увы, это были грабители в полицейской форме. Они связали охранников и менее чем через полтора часа спокойно ушли с тремя полотнами Рембрандта, картинами Вермеера, Флинка и Мане, пятью набросками Дега, а также китайским бронзовым кубком и бронзовым орлом со знамени армии Наполеона. Суммарную стоимость краденого оценили в 300 млн. долларов!

Если считать, что картины, как и люди, бывают везучие и невезучие, то «Крик» Эдуарда Мунка относится ко второй категории. В 1994 году это полотно, оцениваемое в 60–75 млн. долларов, трое воришек похитили из Национальной галереи в Осло, оставив издевательскую записку: «Спасибо за плохую охрану!» Через три месяца их выследили и задержали. Картина, к счастью, не пострадала.

Второе похищение «Крика», правда, другого варианта, состоялось через десять лет. 22 августа 2004 года в 11 часов утра в музей Мунка вошли двое мужчин в серых спортивных костюмах и черных масках и, угрожая пистолетами, велели всем лечь на пол. Это было первое в истории Норвегии похищение картин, совершенное с применением огнестрельного оружия.

Кроме «Крика», похитители забрали и «Мадонну». Обе картины были застрахованы от пожара и наводнения, но не от кражи. Через год полиция арестовала шестерых норвежцев, они получили от 4 до 8 лет тюрьмы. Еще через год были найдены и похищенные шедевры. Они находились в хорошем состоянии.

Возможно, «Крик» и невезучая картина, но до «Портрета Якова III Гейна» Рембрандта ему далеко. Маленький портрет кисти великого фламандца за последние полвека крали четыре раза. Однако благодаря этому портрет молодого гравировщика сейчас настолько известен в мире живописи, что продать его практически невозможно. Все четыре раза картину находили или анонимно возвращали: в такси, в багажном отделении железнодорожного вокзала, на багажнике велосипеда и под скамьей на кладбище.

"