Posted 15 ноября 2006,, 21:00

Published 15 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:47

Updated 8 марта, 08:47

Караул не устает

Караул не устает

15 ноября 2006, 21:00
Руководство столичной милиции недавно заявило о намерении взять под свою «опеку» значительную часть объектов, которые сейчас охраняют сотрудники частных охранных предприятий (ЧОП). Милиционеры считают, что только МВД может обеспечить высокий уровень безопасности школ, детских садиков, рынков. Одновременно, уже на протя

Поводом для атаки на ЧОПы послужило вышедшее в 2005 году постановление правительства, которое поставило на вооружение Службы судебных приставов «гражданскую» копию легендарного пистолета Макарова – Иж-71. От своего знаменитого прародителя этот пистолет отличается лишь использованием пули меньшей мощности. До сих пор Иж-71 был самым массовым служебным оружием «частников» (до 90% арсенала). Но отныне этот пистолет считается боевым, и в октябре МВД запретило продажу «Ижа», а охранникам предложило сдать стволы. ЧОПы должны теперь за свой счет закупать новое оружие, боеприпасы, а также переоформить лицензии и переобучить своих бойцов. Заменить «Иж» непросто – большинство выпускаемых в России аналогов стреляют резиновыми пулями, которые не позволяют вести огонь на поражение.

«Сайга» побелела

По странному стечению обстоятельств незадолго до этой акции МВД РФ инициировало еще несколько арсенальных ограничений для частников.

Например, ЧОПам запретили иметь нарезные карабины и помповые ружья. Что касается огнестрельного короткоствольного оружия – пистолетов и револьверов, то их могут отныне иметь лишь четверть бойцов ЧОПа и – по идее – передавать их друг другу посменно. Кроме того, «частники» обязаны перекрасить приклады карабинов «Сайга» в белый цвет, чтобы они больше не напоминали автомат Калашникова и не пугали народ. МВД РФ мотивирует все эти акции исключительно заботой о безопасности граждан и борьбой с оборотом криминального оружия, однако для самих ЧОПов они закончились удивительным результатом: в арсенале частных охранников осталось лишь маломощное и фактически бутафорское оружие.

Некоторые эксперты усматривают в новшествах МВД РФ не только заботу о безопасности граждан и декриминализации ЧОПов, но и чисто меркантильные интересы. Как известно, более полувека в структуре милиции существует специализированное подразделение, занимающееся охраной объектов и имущества, в том числе и на коммерческой основе. Речь идет о Главном управлении вневедомственной охраны (ГУВО), ныне переименованном в Департамент государственной защиты имущества (ДГЗИ). Сложно не заподозрить МВД в оказании особой протекции этой структуре.

«За последними инициативами МВД на самом деле скрывается попытка расчистить пространство в этом бизнесе именно для вневедомственной охраны, – утверждает в интервью «НИ» гендиректор московской городской организации Российского союза предприятий безопасности Алексей Галкин. – Это мнение подтверждает и сегодняшняя ситуация: деятельность частных охранных структур практически парализована, клиенты уходят, а МВД продолжает делать все, чтобы усложнить жизнь «частников».

Другие «частники» считают, что даже если за инициативами МВД действительно стоит забота о безопасности и декриминализации, то такие грубые методы лишь приводят к обратному эффекту.

«Я не исключаю, что МВД руководствуется благими намерениями, но иногда они даже хуже коммерческих интересов, – признался «НИ» президент ассоциации индустрии безопасности Игорь Филоненко. – Во всем мире и в России частные охранные структуры являются мощнейшей составляющей безопасности общества и зачастую выполняют задачи эффективнее государственных структур. Своими действиями МВД лишь разрушает этот сектор и получает обратный эффект».

Представители частных агентств считают, что их бизнес изначально развивался в неравных условиях с государственными охранными структурами.

«На рынке охраны – дискриминация. Она является отражением конкурентной борьбы с использованием государственного и административного ресурса, что недопустимо в современном обществе», – заявил «НИ» член комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, стоявший некогда у истоков частного охранного бизнеса.

Нынешний оборот рынка охраны (по самым скромным подсчетам) составляет 4 млрд. долларов. Он динамично растет и уже в ближайшее время может достигнуть оборота в десятки миллиардов долларов. Основными игроками на этом рынке остаются государство в лице МВД, «частники» и внутрикорпоративные службы безопасности. По оценкам специалистов, «вохровцы» контролируют 40–50% рынка и силами примерно в 400 тысяч сотрудников зарабатывают около 1,5 млрд. долларов в год. В столичном управлении ДГЗИ трудятся около 35 тысяч милиционеров, которые охраняют 23 тысячи объектов.

Конкуренция среди охранников незаметна постороннему глазу.
Фото: ВЛАДИМИР МАШАТИН

Ограниченный контингент ЧОПа

Ответить на вопрос, какая охрана лучше для рядовых клиентов – государственная или частная, – сложно. Для этого, говорят эксперты, необходимо сравнить такие параметры, как специальная профессиональная подготовка персонала, техническая и арсенальная оснащенность и стоимость услуг. Уровень подготовки персонала в милицейских и частных структурах примерно одинаков. По технической оснащенности обе структуры также примерно равны – у всех пультовая охрана и сигнализация. По арсеналу милиция, безусловно, впереди – она оснащена боевым оружием. Что касается цен, то здесь вне конкуренции «частники», которые могут «демпинговать» за счет малоквалифицированного персонала. Таким образом выбор зависит от предпочтений самого клиента.

Сектор «частников» в России состоит из примерно 30 тысяч охранных структур, из которых в столице зарегистрировано более 3 тысяч. Под охраной ЧОПов в Москве находится 33 тысячи объектов. При этом средняя зарплата охранника в Москве – 12 тыс. рублей, в регионах – в разы ниже. С каждым днем желающих работать в этом секторе становится все больше, однако качество услуг при этом все ниже.

«В погоне за клиентской базой ЧОПы стали менее требовательны к собственному персоналу, что, безусловно, отразилось на качестве работы, – говорит «НИ» один из сотрудников ГУВД Москвы. – Если раньше основой ЧОПов были бывшие армейские офицеры и выходцы из милиции и спецслужб, то в последнее время охранные фирмы формируют свой штат из сомнительных личностей среди безработных в бедных регионах».

Эту тенденцию подтверждают и данные ГУВД: всего в ЧОПах трудятся 183 тыс. человек, из которых более 100 тысяч – иногородние. Такие охранники удобны: они готовы работать за копейки и неприхотливы в быту. Недавно «НИ» публиковали неутешительные результаты проверки прокуратурой ЧОПов, охраняющих столичные детские учреждения. Как выясняется, часто детей сторожат «нелегалы» без документов и регистрации, которые к тому же ночуют прямо на объектах. В агентствах трудятся люди без элементарной подготовки и образования, многие из которых были ранее судимы, страдают алкоголизмом и наркоманией.

Впрочем, жесткое соперничество милиционеров с ЧОПами заметно не везде. Скажем, в Краснодарском крае все трения между ними давно забыты. Причина столь благостного сотрудничества, как передает собкор «НИ» Сергей ПЕРОВ, в том, что более 90 процентов руководителей частных охранных фирм – это отставные офицеры милиции. Даже предыдущий глава краевого ГУВД генерал Сапрунов, и тот после отставки возглавил один из ЧОПов. Конкуренты, пришедшие из других сфер, лет пять-шесть назад были вынуждены заняться иными видами деятельности, не выдержав давления «силовиков».

«Места на рынке хватит всем»

«Одно дело, когда объект охраняет чоповец, и совсем другое дело – милиционер в форме, – поясняет «НИ» пресс-секретарь столичного управления ДГЗИ Наталья Деменчук. – Кроме того, наши сотрудники вооружены боевым оружием и, в отличие от чоповцев, имеют право задерживать правонарушителей и за пределами охраняемых объектов».

Представители вневедомственной охраны утверждают, что деньги для них – не главное. «Места на рынке охраны хватит для всех, – уверяет Наталья Деменчук. – На самом деле мы не стремимся получить больше объектов, поскольку у нас просто не хватит сил обеспечить их полноценную охрану. Коммерческая составляющая не является для нас приоритетной, поскольку в первую очередь мы должны обеспечивать охрану социальных и особых государственных объектов. Если придется выбирать между бедной школой и, например, богатым магазином, то мы отправим нашего сотрудника охранять детей».

Эксперты считают, что МВД необходимо вообще покинуть этот рынок, только так здесь появится здоровая конкуренция и повысится качество услуг.

ЧОПЫ ОХРАНЯЮТ ДАЖЕ ШТАБ-КВАРТИРУ НАТО

В Бельгии строгие мужчины и женщины в темных костюмах с красными галстуками и эмблемой из трех красных кругов на черном фоне присутствуют везде. Вы их встретите в аэропорту и в супермаркете. Они ездят в инкассаторских броневиках с той же эмблемой, приходят к вам в дом или офис устанавливать или проверять систему сигнализации, лепят вам на ветровое стекло штраф за неоплаченную парковку. Наконец, они охраняют вход в брюссельскую штаб-квартиру НАТО и в штаб объединенных вооруженных сил НАТО в Монсе.

Как во всяком бизнесе, в охранной сфере есть транснациональные корпорации, большие, малые и средние предприятия. На бельгийском рынке господствуют «Секюритас» (4300 сотрудников, годовой оборот 140 млн. евро) и «Груп-4» (5500 человек и 246 млн. евро).

Предприятиям и супермаркетам невыгодно держать собственную охрану. Это кустарщина. Дешевле и эффективнее заключить договор с крупной специализированной фирмой. Государству это тоже выгодно: практика показывает, что частный бизнес более эффективен. К тому же исключается большое поле для коррупции.

Парламент, королевский дворец, здания правительства охраняют полицейские. У государственных органов остаются «чувствительные» сферы, связанные с государственными секретами. Но это узкий сегмент. В остальном лучше справляются ЧОПы.

Александр МИНЕЕВ, Брюссель

"