Posted 16 октября 2009, 09:17
Published 16 октября 2009, 09:17
Modified 8 марта, 07:17
Updated 8 марта, 07:17
ФСБ России возложила ответственность за теракты, совершенные в 1999 году в московской гостинице «Интурист» и торговом центре «Охотный ряд», на убитого в 2006 году террориста Шамиля Басаева. Об этом пишет газета «Коммерсантъ».
В Мосгорсуд поступило секретное дело против задержанного в 2002 году Халида Хугуева, которого называют финансистом Басаева, и задержанного в 2008 году Магомадзаира Гаджиакаева. Дело рассматривают трое судей под председательством Натальи Олихвер.
Дело Хугуева и Гаджиакаева, обвиняемых по статье УК РФ «терроризм», поступило в Мосгорсуд с грифом «секретно» и рассматривается в закрытом режиме тремя судьями под председательством Натальи Олихвер.
По версии следствия, заказчиком московских терактов был Басаев. В 1999 году его внимание привлекла благотворительная программа «Фронтовые дети Чечни», патронируемая Иосифом Кобзоном. В рамках программы известные бизнесмены, в том числе выходцы из Чечни, жертвовали в детский фонд миллионы рублей и долларов на лечение чеченских детей. Басаев потребовал, чтобы благотворители платили и ему — «за обеспечение безопасности». Денег не получил и решил наказать благотворителей. Хугуев нашел исполнителя — Гаджиакаева.
Двадцать шестого апреля 1999 года Гаджиакаев оставил бомбу, эквивалентную по мощности 2 килограммам тротила, возле офиса Кобзона в «Интуристе». От взрыва, который серьезно повредил 20-й этаж отеля, пострадали 11 человек, в том числе десятимесячный ребенок.
Тридцать первого августа 1999 года произошел теракт в 50 метрах от Кремля — в торговом комплексе «Охотный ряд» на Манежной площади. В результате взрыва бомбы, заложенной в салоне игровых автоматов «Динамит» пострадали 40 человек, одна из раненых позже скончалась. Ущерб, причиненный торговому комплексу, превысил 4 миллиона рублей. По версии следствия, подрыв комплекса был связан с тем, что группа компаний Plaza (управляла комплексом), президентом которой являлся Умар Джабраилов, также отказалась платить деньги Басаеву.
Шамиль Басаев (1965–2006), член террористических организаций, один из руководителей самопровозглашенной Чеченской республики Ичкерия (ЧРИ) в 1995–2006 годах. Организовал ряд крупных диверсионных операций и террористических актов на территории РФ. Был внесен в списки террористов ООН, Госдепартамента США и Европейского союза.
Родился на хуторе Дышне-Ведено Веденского района Чечено-Ингушской АССР. До 1970 года жил в Дышне-Ведено, затем в станице Ермоловская.
В 1982 году окончил среднюю школу, С 1983 года около четырех лет (с перерывами) работал разнорабочим в совхозе «Аксайский» Волгоградской области. В 1983–1985 годах проходил срочную службу в Советской армии (наземные части обеспечения ВВС). По окончании службы в 1987 году поступил в Московский институт инженеров землеустройства, но в 1988 году был отчислен за неуспеваемость.
Во время пребывания в Москве работал контролером в общественном транспорте и сторожем в закусочной. В 1989–1991 годах работал в торгово-посреднической фирме. Предпринимательская деятельность оказалась безуспешной: задолжав крупную сумму денег, Басаев вернулся в Чечню. По другой информации, учился в Исламском институте в Стамбуле.
Летом 1991 года вошел в состав вооруженного формирования, созданного при Общенациональном конгрессе чеченского народа (ОКЧН). По словам самого Басаева, с этого момента самостоятельно изучал теорию военного дела «по российским учебникам».
В конце 1991 – начале 1992 года Басаев принимал участие в нагорно-карабахском конфликте и воевал на стороне Азербайджана. В 1992 году проходил спецподготовку на базе афганских моджахедов в Пакистане, затем вступил в Конфедерацию народов Кавказа (КНК) и стал командующим ее войсками. Вместе с отрядом добровольцев КНК он участвовал в грузино-абхазском конфликте 1992 года и воевал на стороне Абхазии, самопровозглашенный президент которой Владислав Ардзинба за особые заслуги назначил Басаева замминистра обороны мятежной республики. Одновременно власти Грузии обвинили его в массовых зверствах в отношении мирного грузинского населения.
С апреля по июнь 1994 года, по его собственным утверждениям, Басаев с одной из своих групп проходил спецподготовку в лагерях моджахедов в Афганистане.
Летом 1994 года Басаев выступил на стороне Дудаева против оппозиции, в Грозном его «абхазский батальон» вел боевые действия с группировкой Лабазанова. К началу первой чеченской кампании под командованием Басаева находились около 2 тысяч человек, но после разгрома его отряда федеральными силами под Ведено в нем осталось всего 200–300 человек. С этим отрядом 14 июня 1995 года Шамиль Басаев осуществил свой первый крупный теракт — рейд на Буденновск (Ставропольский край). Тогда были захвачены 1600 заложников, погибли 129 человек. В отношении Басаева было возбуждено уголовное дело по пяти статьям УК РСФСР, а сам он объявлен в розыск.
Летом и осенью 1995 года Басаев неоднократно угрожал российским властям новыми терактами, в том числе с применением радиоактивных веществ, требуя прекращения боевых действий и проведения переговоров.
В декабре 1995 года Басаев был одним из руководителей штурма Грозного.
После гибели Джохара Дудаева в 1996 году Басаев стал одним из претендентов на пост президента Чечни наравне с Асланом Масхадовым и Зелимханом Яндарбиевым. На выборах в январе 1997 года получил 23,7 % голосов и проиграл Масхадову, за которого проголосовало 59,7 % населения. В феврале того же года Басаев был избран почетным председателем Партии свободы Чеченской республики Ичкерия. В апреле стал первым зампредседателя кабинета министров ЧРИ, но в июле подал в отставку «по состоянию здоровья».
Летом того же года в Грозном состоялся так называемый конгресс народов Чечни и Дагестана. Его сопредседатели — Мовлади Удугов и Магомед Тагаев объявили территорию двух республик халифатом, а Шамиля Басаева — его имамом.
С вторжения 7 августа 1999 года Шамиля Басаева и иорданца Хоттаба на территорию Дагестана началась вторая чеченская кампания. С сентября того же года Басаев был объявлен в розыск по линии Интрепола. В январе 2000 года Басаев, покидая осажденный федеральными войсками Грозный, подорвался на мине и потерял ногу.
С начала второй кампании Аслан Масхадов формально продолжал оставаться руководителем мятежной республики, но фактически, по данным спецслужб, руководил всеми отрядами боевиков именно Шамиль Басаев. Он же планировал и осуществлял все громкие теракты и вооруженные нападения. Басаев громко заявлял о своей причастности ко всем крупным терактам, совершенным на территории России в последние годы, однако официально Генпрокуратурой ему предъявлено обвинение лишь за 12 из них.
Это нападение на Буденновск в 1995 году, участие в незаконных вооруженных формированиях и мятеже в Чеченской Республике в 1996–1999 годах, нападение на Дагестан в 1999 году, взрыв жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 году, за захват заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве в октябре 2002 года, подрыв комплекса правительственных зданий в Грозном в декабре 2002 года, подрыв военного госпиталя в Моздоке в августе 2002 года, нападении на Ингушетию в июне 2004 года, нападение на здание МВД в Грозном в августе 2004 года, захват школы в Беслане в сентябре 2004 года, теракт в селе Знаменском Надтеречного района Чечни в июле 2005 года.
Шамиль Басаев погиб летом 2006 года при взрыве набитого взрывчаткой КамАЗа под селом Экажево в Ингушетии. Изначально в СМИ сообщили о том, что группа боевиков подорвалась из-за своей неосторожности, позднее ФСБ отчиталась об «успешно проведенной спецоперации».