Posted 15 сентября 2009,, 20:00
Published 15 сентября 2009,, 20:00
Modified 8 марта, 07:31
Updated 8 марта, 07:31
Однако до того момента, когда по столице свободно смогут передвигаться все 1,2 млн. инвалидов, еще далеко. Главным образом из-за того, что в наших жилых домах нет пандусов, подъемников, специальных широких лифтов. А обеспечить ими все здания за один год невозможно – не хватит ни средств, ни рабочих рук. «Новые Известия» выяснили, с какими трудностями сейчас сталкиваются инвалиды при передвижении по городу.
Первое препятствие, с которым сталкивается человек с ограниченными возможностями, находится в метре от входной двери. Во многих столичных лифтах порой и здоровому человеку трудно развернуться, что уж говорить о москвиче на громоздкой коляске. Ситуация усугубляется тем, что в некоторых зданиях из-за специфической конструкции лифтовой шахты просто не получается «впихнуть» кабину пошире. «В таких случаях инвалидам выдаются коляски особой конструкции, – пояснил «НИ» заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Москвы Игорь Гордеев. – Они более узкие, чем обычные, и легко помещаются в небольшой кабине лифта. Человек пересаживается на нее с комнатной коляски, а уже на первом этаже меняет ее на прогулочную». А инвалидам, живущим в домах, где лифтов нет вообще, стали выдавать специальные приспособления, называемые «ступенькоходами». Рекорд по скоростному спуску с ним не поставишь, но из дома хотя бы выйдешь.
Горожане, живущие на первом этаже, конечно, от возни с лифтом избавлены. Однако проблем и у них хватает. Главная из них – пандусы и подъемники, а точнее – их отсутствие. Плавные съезды есть либо в новостройках, либо в домах, переживших плановый капитальный ремонт, а таковых в Москве, к сожалению, не большинство. В 10–30% зданий чересчур компактная планировка просто не оставляет места для пандуса – надо ставить подъемник, а это довольно затратное удовольствие. Тем не менее до конца этого года в жилых домах столицы будут установлены 450 платформ для маломобильных групп граждан.
Но даже наличие пандуса вовсе не означает, что передвигаться можно свободно. «Наш дом был капитально отремонтирован, поставили пандус, но так неудачно, что инвалид, съезжая по нему, врезался бы головой в стену, – рассказала «НИ» зампредседателя Комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям Татьяна Потяева. – Где-то через год рабочим пришлось что-то переделывать, и они исправили «пандусное недоразумение», поменяли конструкцию. Теперь на удобный съезд не нарадуются и инвалиды, живущие в подъезде, и молодые мамы с колясками». Среди других недочетов, которые строители допускают при устройстве пандусов, – слишком крутой угол наклона, отсутствие поручней, чересчур скользкая поверхность, особенно в осенне-зимний период. Причем все эти проблемы актуальны не только для подъездных спусков, но и для подземных пешеходных переходов. Выйти на улицу инвалиду часто мешают и автомобили, припаркованные прямо на тротуаре.
Переходный возраст
Итак, спуск «с небес на землю» завершен, но препятствия, которые должен преодолеть москвич с ограниченными возможностями, на этом не заканчиваются. Только 8% из 36 тыс. городских переходов полностью оборудованы для нужд инвалидов, отмечает Татьяна Потяева. Этим летом город активно занялся состоянием пешеходных переходов: были организованы съезды для колясочников, участок, граничащий с проезжей частью, облицевали плиткой с направляющими рубцами и покрасили в желтый цвет. Планируется, что к 2012 году таких переходов будет уже 27 тыс. Выпуклые яркие полосы, знаменующие конец лестницы, есть в подземных и надземных переходах. «Все бы ничего, но на таких переходах довольно быстро выгорает или стирается краска, – рассказал «НИ» председатель московской городской организации Всероссийского общества слепых (ВОС) Александр Машковский. – К тому же разные организации отвечают за разные переходы, и не всегда они выбирают одинаковые рельефные узоры, а это сбивает слабовидящих и слепых людей с толку».
Колясочникам тоже приходится несладко: помимо уже упоминавшихся слишком крутых или скользких пандусов, им приходится сталкиваться со слишком высоко заканчивающимися съездами. «Все съезды и сходы с тротуаров на проезжую часть делаются в соответствии со строительными нормативами, – пояснил «НИ» Игорь Гордеев. – Но соблюдение этих правил не всегда обеспечивает удобство передвижения горожан-инвалидов. Например, разница между бордюрным камнем и проезжей частью должна быть не больше четырех сантиметров. Но колясочнику заехать на этот камень уже будет тяжело. Мы хотим добиться пересмотра нормативов в сторону уменьшения, чтобы разница по высоте относительно проезжей части составляла не более двух сантиметров, а в некоторых случаях ее вообще не должно быть».
Особый маршрут
Если судить по числу попрошаек-калек, то может сложиться впечатление, что инвалиду проехать в столичном метро – раз плюнуть. Но, увы, это далеко не так. Только единичные станции из 179 оборудованы для нужд лиц с ограниченными возможностями полностью. «К ним относятся «Строгино», «Деловой центр», «Славянский бульвар», «Сретенский бульвар» и «Трубная», то есть недавно открытые станции неглубокого заложения, – сообщила «НИ» Татьяна Потяева. – Проблема в том, что у нас многие станции находятся глубоко под землей, и установить подъемники или лифты там просто невозможно».
Даже ставший привычным сигнал о скором прибытии поезда есть не на всех станциях, говорят инвалиды. Впрочем, руководство метрополитена старается решать эту проблему. «В метро будут переделаны стоп-линии у края платформы, их сделают более выпуклыми, – рассказал «НИ» Александр Машковский. – Но мы бы хотели добиться изменений в работе турникетов. Надо, чтобы аппарат издавал какой-нибудь звук, когда социальная карта москвича срабатывает. Тогда слабовидящие и слепые горожане могли бы знать, что можно проходить, не опасаясь удара по коленям».
Бутовская ветка московского метро – единственная на данный момент полностью снабженная устройствами для комфортного передвижения инвалидов. Колясочник подъезжает к отдельному входу, нажимает кнопку, и к нему выходит дежурная по станции, которая помогает инвалиду подняться на платформу на лифте.
А широкие двери и просторные площадки в вагонах составов «Русич» делают поездку не только быстрой, но и комфортной. Есть, правда, тут и увесистая ложка дегтя. С теми же удобствами продолжить путешествие по Серпуховско-Тимирязевской линии нельзя: ни пандусов, ни лифтов на пересадочной станции нет.
С наземным транспортом ситуация чуть лучше, хотя все так же далека от идеала. По данным Игоря Гордеева, специальные низкопольные автобусы и троллейбусы курсируют на 70% от всех столичных маршрутов. «Однако их слишком мало, – считает г-жа Потяева. – Из 1,6 тыс. троллейбусов для нужд инвалидов приспособлено всего 300, из 5,4 тыс. автобусов – 1,976 тыс. Те, что есть, не всегда подъезжают к краю бордюрного камня, а посадке инвалидов зачастую мешают припаркованные маршрутки и личный автотранспорт».
С не меньшими проблемами сталкиваются инвалиды–владельцы личного автомобиля. Дело в том, что, если у какого-то здания есть спецстоянка для инвалидов, она мигом занимается проворным и совершенно здоровым автомобилистом. «К сожалению, существующее законодательство еще не предусматривает за это каких-либо санкций, – говорит г-жа Потяева. – А население Москвы еще недостаточно воспитано, чтобы уступать места на стоянке инвалидам по доброй воле».
Только по доброй воле
Проблема в том, что за бюджетные деньги (а на создание безбарьерной среды выделено в общей сложности три млрд. рублей) могут быть переоборудованы только бюджетные организации. Делать свое заведение удобным для всех категорий граждан или нет – остается на совести собственника. Зато столичные власти решили компенсировать не всегда комфортные посещения ресторанов улучшенными условиями отдыха на природе. В природном заказнике «Воробьевы горы» появилась тропа для инвалидов. В парке проложена дорожка для колясок с окрашенными в яркий цвет поручнями, а к беседкам ведут специальные съезды. Стенд со следами животных продублирован на шрифте Брайля, есть и туалетная кабинка для маломобильных граждан. В музее-заповеднике «Царицыно» все достопримечательности можно не только увидеть, но и пощупать. На центральной площади установлены два чугунных макета архитектурного ансамбля парка, все подписи сделаны азбукой Брайля. В администрации музея отмечают, что макет пользуется популярностью. Недавно от одного посетителя парка поступило предложение снабдить макет системой подогрева – чтобы инвалиды не морозили себе пальцы, наслаждаясь архитектурными изысками зимой.
В БАВАРИИ ГОСУДАРСТВО ОПЛАЧИВАЕТ ЖИЛЬЕ И ДАЖЕ ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ СЕМЕЙ ИНВАЛИДОВ
В АВСТРИИ ВСЕ ПРИСПОСОБЛЕНО ПОД НУЖДЫ БОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
КИЕВСКИЕ ИНВАЛИДЫ НАЗЫВАЮТ СТРОЯЩИЕСЯ ПАНДУСЫ «ТРЕНАЖЕРАМИ ДЛЯ САМОУБИЙЦ»