Posted 16 сентября 2008,, 13:10

Published 16 сентября 2008,, 13:10

Modified 8 марта, 07:59

Updated 8 марта, 07:59

Старообрядческую часовню ограбили через форточку

16 сентября 2008, 13:10
Старообрядческую часовню ограбили через форточку

В Петербурге в минувшую субботу ограблена старинная часовня Никольской единоверческой церкви на проспекте Марата, 24А, рядом с Музеем Арктики и Антарктики. Похищены семь древних икон и ювелирные изделия из церковной лавки.

Настоятель часовни священник Петр Чубаров рассказал корреспонденту «Новых Известий», что пропажу прихожане обнаружили в воскресенье около 14 часов дня. «Видимо, грабителей привлекла оставленная открытой форточка часовни, - предположил отец Петр. - Они сломали два прута оконной решетки и один прут отогнули, и смогли проникнуть внутрь помещения. Похитили семь очень дорогих икон, унесли из церковной лавки ювелирные изделия. Охраны в нашей часовне нет, нет там также охранной сигнализации, даже телефона нет. Помещение было передано верующим совсем недавно, мы успели только металлическую дверь поставить и окна забрать решетками».

Несмотря на бедность возрождающегося прихода, список похищенного оказался впечатляющим: грабители унесли икону «Тихвинской Божьей Матери» в серебряном окладе XVII века, икону «Трех святых: ангела хранителя, Святой Анны пророчицы и Андрея юродивого» в серебряном окладе XVIII века, икону «Спасителя» в деревянном окладе XVIII века, икону «Николая чудотворца» в деревянном окладе XIX века, икону «Господь на престоле с предстоящими» в деревянном окладе XIX века, икону «Георгия Победоносца» в деревянном окладе XIX века, икону «Мученика Антилия» XIX века, а также Евангелие XIX века. С полок и витрин церковной лавки пропало 20 ювелирных изделий – золотых и серебряных крестиков и колец.

Часовня святого Николая – маленькое одноэтажное здание - была возвращена единоверческой общине Петербурга 16 лет тому назад. В 2007 году в Музее истории религии этому старообрядческому течению была посвящена отдельная выставка. Единоверие – это особая группа приходов Русской Православной Церкви, которая живёт в соответствии с церковными положениями и обрядами, существовавшими в церкви до реформ патриарха Никона в середине XVII века. В Петербурге накануне 1917 года действовало 8 храмов этой Церкви, было устроено два единоверческих кладбища – Большеохтенское и Волковское. Самым крупным стал храм святителя Николая на Николаевской улице (ныне улица Марата). Это монументальное однокупольное здание в стиле классицизм с двумя часовнями в ограде по углам участка построено по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова (1784 – 1854). После 1917 года все единоверческие храмы, кроме Никольской церкви, были закрыты. В 1931 году та же участь постигла храм святителя Николая – сначала в помещениях был устроен театральный склад, а затем здесь разместился Музей Арктики и Антарктики. В 1993 году Северную часовню, в которой долгие годы размещалась хлебная лавка, вернули вновь образованной общине Никольской единоверческой церкви. Настоятель церкви ведет борьбу за возврат главного храма, но пока городские власти не обещают передать верующим здание Арктики и Антарктики.

На беду прихожан петербургской единоверческой общины, кража в минувшие выходные дни случилась в аккурат за месяц до большого события в среде старообрядцев – 15 октября 2008 года исполняется 640 лет со дня представления святой благоверной Анны Кашинской. Тверская княгиня Анна, жившая в XIV веке, была канонизирована в 1649 году. На открытие её мощей приезжал сам царь Алексей Михайлович. После начала церковных реформ Патриарха Никона противники нововведений стали указывать на святую Анну, рука которой была сложена по древней традиции двоеперстно. Тогда церковный Собор 1677-78 годов исключил Анну Кашинскую из числа святых. После вторичного её прославления в 1909 году в благодарность приходу была подарена икона благоверной княгини с частицей её мощей. Ныне они хранятся у настоятеля единоверческой общины Петербурга.

Расследованием этого ограбления, по данным пресс-службы ГУВД по Петербургу и Ленинградской области, занимаются лучшие оперативники Северной столицы. Есть версия, что «заказать» иконы похитителям могли «черные коллекционеры-антиквары».

Наталья Шергина, Санкт-Петербург

"