Posted 15 сентября 2004,, 20:00

Published 15 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Александр Тубельский

Александр Тубельский

15 сентября 2004, 20:00
Школы России на чрезвычайном положении. Посторонним вход в них воспрещен. Введена должность заместителя директора по охране от террористов. Детям во многих городах уже розданы «Паспорта личной безопасности». Своими тревогами по этому поводу поделился с обозревателем «Новых Известий» генеральный директор Московской школ

– Начнем с «человеческого фактора». Я резко отрицательно отношусь к введению в наших школах должности замдиректора по безопасности. Функции человека со стороны, который не знает школы, ее ритма, наконец, приходящих в нее детей, сведутся, на мой взгляд, главным образом, к бюрократической волоките, заполнению бессмысленных и бесполезных бумажек. На эти должности в школы будут присылаться бывшие военные, которые и в армии часто ни на что не годятся, а уж в школе тем более. Безопасности в школы они, разумеется, не привнесут и будут в самом худшем случае насаждать казарменный дух, а в самом лучшем – заполнять и перекладывать свои бумажки.

Уже сегодня у охранника школы, где я работаю, должно быть, если не ошибаюсь, двенадцать кондуитов, куда ему по приказу свыше положено записывать одно, другое и третье. Двенадцать!

А замдиректора главнее охранника, значит, и поток бумаг на его столе пропорционально должности в несколько раз увеличится. Бумажная безопасность никому не нужна. Мы, к сожалению, не только в школе, но и во «взрослом мире» пока наблюдаем только такую безопасность. Хотя, на мой взгляд, нет, я в этом попросту не сомневаюсь, то, что недопустимо среди взрослых, в мире детства – преступно.

Во-вторых, не очень представляю, как присланный мне из гороно или откуда-то там еще заместитель будет безопасность в моей школе обеспечивать, как будет он этим реально, а не виртуально заниматься.

В школе все замкнуто на учителе. Учительница с ребятами в классе, учительница на перемене с ними, учительница выводит их из школы на прогулку или везет на экскурсию, а что будет делать этот замечательный замдиректора? Требовать с учительницы план прогулки? Спрашивать, где отсутствующие? Проверять по часам, когда ушли и когда вернулись? Больше я не вижу, честно говоря, компетенций нового замдиректора в школьной жизни.

– Александр Наумович, как вся эта кампанейщина сказывается, по вашим наблюдениям, на настроении ребят и родителей?

– Знаете, это по уму. Настроение зависит от директора и учителей. Например, в нашей школе мы решили не будоражить этот вопрос, не нагнетать страхи у ребят. Провели педсовет, инструктаж, наметили все, что нужно, по нашему мнению, сделать. А ребят вывезли за город на туристский слет, ролевую игру в спасателей провели. На практике научили, что нужно делать в экстремальной ситуации. Мы не ведем никаких уроков ОБЖ, которые сегодня также в приказном порядке навязываются школам. Один день, проведенный ребенком на таком слете, заменяет 15 параграфов учебника по ОБЖ, которые надо вызубрить и изложить учителям. Я думаю, что некоторая сторожкость сегодня важна для ребят. Но только не надо ее напрямую связывать с обстановкой в стране.

– Какое отношение, на ваш взгляд, имеет вся эта активная деятельность к реальным школьным проблемам последнего времени?

– Общешкольная ситуация сегодня в высшей степени неопределенная. Наше новое начальство всем фронтом в сторону вузов и науки повернуто. Школа для него – территория за околицей. Но это тема для отдельного серьезного разговора. Тем не менее не могу сказать о принятом ужасном законе относительно замен льгот некими денежными компенсациями, который лишил школу последнего, что она еще имела. Если я раньше мог за счет сэкономленных средств дать учителям в конце учебного года медицинскую страховку, то теперь все деньги у меня изымаются. С чем я такое положение связываю? Не с ситуацией в образовании, а с общей ситуацией в стране.

Знаете, вот есть такое понятие «бархатная революция». А у нас, как мне кажется, произошла бумажная контрреволюция. Замдиректора школы по бумажной безопасности – полбеды. Полное безобразие – так называемые «Паспорта безопасности школьника». Тогда как мы не можем обеспечить реальную охрану школьного здания, огромные деньги тратятся на какие-то липовые документы, впрочем, с самыми настоящими отпечатками пальцев. Это значит – абсолютно не чувствовать школу. Да и жизнь. Теперь на входе в школу рядом с охранником и замдиректора по безопасности будет стоять учительница, с тем, чтобы отправлять обратно домой ученика, забывшего злосчастный паспорт. Если раньше советские учителя кричали ребенку: «Чтобы я тебя без родителей не видела!», теперь наши учителя вынуждены будут в упор не видеть своих ребят без паспортов. Это не глупость, а уже прямое ущемление прав человека, пусть и маленького ростом и летами.

– Школа, которая и так становилась в последние годы все более закрытым для общества объектом, теперь закрывается в буквальном смысле: туда запрещено впускать взрослых.

– Что бы мы там ни говорили, родитель – заказчик в сфере образовательных услуг. Это все равно что в пункт химчистки прекратить доступ клиентов. Родитель отдает нам своего ребенка, вкладывает в его обучение и в обеспечение той же безопасности немалые деньги, наконец, в силу последних страшных событий многие мамы и папы тревожатся – как там их чадо. Не пускать их в школу в такой ситуации тем более недопустимо. Но приказ есть приказ. Мы родителей предупредили: пожалуйста, идя в школу, имейте при себе паспорт. И охранник, не знающий в лицо какую-нибудь маму, так же вежливо просит ее показать паспорт.

Школа превращается не просто в режимное учреждение – она превращается в учреждение, закрытое для всякой критики и для всего нового. Боюсь, что вследствие принимаемых чрезвычайных мер завтра каждому приходящему в школу привратники могут сказать уже не «Предъявите, пожалуйста, свой паспорт», а «Внутри все в порядке. Все безопасно. До свидания».

"