Posted 15 августа 2010,, 20:00

Published 15 августа 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:53

Updated 8 марта, 06:53

Стоять до последнего

Стоять до последнего

15 августа 2010, 20:00
В ближайшие дни дворы московского района Вешняки могут пополнить более тысячи автомашин. Районная управа угрожает снести три гаражных кооператива, чтобы освободить землю под строительство магистрали Вешняки – Люберцы. Компенсацию владельцам гаражей власти платить отказываются, хотя первоначально деньги на нее были выде

Возле будки со шлагбаумом стоят около сотни в основном пожилых людей. Это собрание гаражного кооператива «Автостоянка №105А» на Косинской улице недалеко от метро «Выхино». «В повестке собрания один вопрос: как мы будем дальше жить», – объявляет председатель кооператива Валерий Кириченко. Управа района Вешняки требует сейчас снести один ряд гаражей для прокладки теплотрассы, а в следующем году – оставшиеся два для строительства развязки между магистралью Вешняки – Люберцы и МКАД.

«Предлагаю подать иски в суд о признании права собственности. Тогда мы будем претендовать на получение компенсации», – призывает председатель. «Надо было пять лет назад подавать. А теперь что?», – кричит из толпы подвыпивший, голый до пояса мужчина. Он машет руками, уходит прочь, но потом снова возвращается. «Нам никто не предлагал в собственность. Не было тогда законов», – оправдывается председатель. «Можно ли обойти стоянку и проложить трассу в другом месте?» – спрашивает женщина. «Нельзя», – отвечает председатель.

«Автостоянка №105А» – один из трех гаражных кооперативов, которые подлежат сносу в связи со строительством магистрали Вешняки – Люберцы. 26 июля 2010 года рабочая группа управы района Вешняки по вопросам освобождения территории постановила снести 1300 гаражей. «Компенсационные выплаты за снос металлических боксов законодательством не предусмотрены, так как ни на один из них не оформлено право собственности», – говорит заместитель главы управы Александр Лидер. По его словам, договоры аренды земли с гаражными кооперативами расторгнуты, и «законных оснований для размещения автостоянок на занимаемых ими земельных участках нет».

В Московском городском союзе автомобилистов (МГСА – объединяет 1,5 тыс. столичных гаражных кооперативов, в том числе три подлежащие сносу) считают, что распоряжаться землей, на которой стоят гаражи, управа не может. «Эта площадка была выделена МГСА на основании распорядительного документа, который продолжает действовать», – комментирует «НИ» происходящее вокруг «Автостоянки №105А» специалист по земельным отношениям МГСА Владимир Боженов. По его мнению, сейчас все разговоры о сносе гаражей «от лукавого», и «даже если у строителей есть ордер на проведение работ, это не значит, что они могут тут строить».

Боженов рекомендует владельцам гаражей не разбирать их и не покидать: иначе у властей появится повод забрать территорию как неиспользуемую. На собрании «Автостоянки №105А» на голосование ставили вопрос о том, чтобы кооператив продолжал существовать, а его члены – платить взносы по 500 рублей в месяц. Граждане проголосовали за то, чтобы платить. Боженов утверждает, что, пока в гаражном кооперативе будет оставаться хотя бы один человек, гаражи не снесут: «В нашем районе не снесли ни одной стоянки». Если же подавать иски в суд, а затем обжаловать решения суда в высших инстанциях, разбирательство, по словам Боженова, затянется «до бесконечности», и гаражи все это время будут стоять.

«В случае отказа добровольно демонтировать металлические боксы данный вопрос будет решен в судебном порядке», – грозит владельцам гаражей Александр Лидер. Автомобили чиновник рекомендует переместить на расположенную по соседству перехватывающую парковку. Граждан такое решение не устраивает: сутки хранения машины на перехватывающей парковке обходятся в 100 рублей (3 тыс. рублей в месяц, что в шесть раз больше, чем в гараже). Предложение чиновников покупать машиноместа в «народных гаражах» также энтузиазма у автовладельцев не вызвало. «У меня машина 100 тысяч рублей стоит, а они за место хотят 350», – возмущался один из членов кооператива.

Сейчас члены кооператива готовят иски в суд о признании своих гаражей недвижимостью. В МГСА оценивают металлические гаражи-боксы в 150–200 тыс. рублей – эту сумму граждане хотят получить если не в виде денег, то в виде скидки при покупке машиноместа в паркинге. Боженов уверяет, что в изначальной смете строительства, утвержденной в 2007 году, строчка о компенсации владельцам сносимых гаражей была. Но в связи с кризисом стройку приостановили, а теперь возобновили уже с новой сметой, без компенсации.

Шансы получить компенсацию у владельцев гаражей есть, говорит «НИ» адвокат Павел Ламбров: «Если разрешение на возведение гаражей есть, они стоят более 15 лет и соответствуют техническим нормам, право собственности оформляется в порядке приобретательной давности». (Законодательство позволяет оформлять в собственность недвижимое имущество, которым гражданин пользуется более 15 лет и на которое за это время никто не предъявил претензии.) Возводить гаражи на территории «Автостоянки №105А» префектура Восточного округа Москвы разрешила в 1994 году. Сейчас на территории в 0,45 га стоят 103 гаража. До этого с 1982 года кооператив существовал как парковка.

"