Posted 15 августа 2007,, 20:00

Published 15 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Три версии одного теракта

15 августа 2007, 20:00
В деле о подрыве поезда «Невский экспресс» в Новгородской области появились три версии. Террористов ищут среди националистов, боевиков и местных мародеров. Продолжаются поиски и трех подозреваемых, которых видели местные жители рядом с рельсами незадолго до взрыва.

После теракта в Новгородской области жители Малой Вишеры заговорили об этической стороне. Как выяснилось, на трагедии попытались заработать вишерские таксисты. Они подъезжали к районной больнице, куда эвакуировали всех пассажиров взорванного экспресса, и предлагали свои услуги. Расстояние от Малой Вишеры до Санкт-Петербурга составляет около 180 км. Таксисты предлагали пострадавшим довести их до дома за три-четыре тыс. рублей. Жители небольшого городка бурно отреагировали на это. «Стыдно просто на всю страну! Люди пережили такой стресс, им помочь надо было! – высказала свое мнение жительница Малой Вишеры Елена Зимина. – Понятно, что жители провинциальной Вишеры думают о тех, кто ездит на экспрессе как о людях богатых. Но здесь не тот случай».

Еще одна новость, которая обсуждается жителями: кто из предполагаемых преступников был в их городке в день крушения. По предварительным данным, свидетели заметили трех неизвестных. Их фотоработы уже составлены. Говорят, что даже нашли тропинку, ведущую от рельсов, по которой уходили злоумышленники.

Тем временем на месте аварии продолжают работать ремонтные бригады. Вчера жители наблюдали, как растаскивают состав экспресса. Только два вагона остались на рельсах, и их удалось отбуксировать. Остальные были отодвинуты в кювет, чтобы можно было продолжить восстановительные работы. Так как пассажиры были эвакуированы в срочном порядке, то многие оставили свои вещи в вагонах. Состав утром был уже опечатан, а затем составлена опись вещей, чтобы можно было найти владельцев.

Сейчас следователи рассматривают три версии произошедшего. В первую очередь на причастность к подрыву поезда «Невский экспресс» проверяются русские националисты. На допрос в УБОП по Новгородской области был вызван координатор местного отделения ДПНИ Сергей Ларионов. «Спрашивали, знаю ли я что-нибудь, что могло бы помочь в раскрытии преступления, – рассказал «Новым Известиям» Сергей Ларионов. – Объяснили, что отрабатывают все версии, в том числе и причастность к теракту праворадикальных сил, которые могли устроить взрыв с целью дестабилизации обстановки в стране».

Активно проверяются еще две версии. Одна из них – подрыв поезда, совершенный местными жителями с целью мародерства. Так, в 1996 году преступники уже пытались пустить под откос поезд «Аврора», следовавший из Петербурга в Москву, чтобы поживиться чужим имуществом. Еще одна версия связана с «кавказским следом» в преступлении. Вчера она получила подтверждение. Ответственность за теракт взяла на себя чеченская террористическая организации «Сады праведников». Эта группа была основана Шамилем Басаевым. На совести этой организации нападения на ряд правительственных зданий в Грозном в 2002 году и взрывы в Московском метро в 2004-м. По данным Радио «Свобода», вчера некто назвавшийся заместителем командира «Садов праведников», связался по телефону с северокавказским представительством радиостанции. Звонивший заявил о причастности этой группы к совершенному взрыву. Сотрудники радиостанции говорят, что не могут установить принадлежность звонившего к группе.

«Сейчас по делу проводится комплекс следственных и оперативно-разыскных мероприятий, – рассказали «Новым Известиям» в Генпрокуратуре РФ. – Назначен ряд экспертиз, в том числе взрывотехническая и криминологическая. Составлен фоторобот человека, возможно, причастного к взрыву поезда». Кроме того, следователи активно проверяют соединения мобильных телефонов в районе взрыва. Маловишерский район является малонаселенным, и отследить нужные телефоны, если преступники пользовались мобильной связью, не составит труда. Также, согласно одной из версий, в поезде мог ехать сообщник террористов, задачей которого было сорвать стоп-кран в поезде, чтобы состав начал тормозить и снизил скорость перед взрывом.

"