Рус
Eng
Смертельный перегон

Смертельный перегон

16 июля 2014, 00:00
Общество
Вчера утром между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» поезд сошел с рельсов и врезался в стену. Число погибших и сроки восстановительных работ росли весь вчерашний день, и к моменту подписания номера было известно о 21 жертве и закрытии линии минимум до четверга. Менялись и версии случившегося – от скачка на

Авария произошла в 8:39 утра между станциями «Парк Победы» и «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии метро. В нескольких сотнях метров от станции «Славянский бульвар» три первых вагона поезда, ехавшего из центра, сошли с рельсов и врезались в стену тоннеля.

«Мы ехали, и вдруг все дернулось и остановилось. Все вокруг упали. Было непонятно, что происходит и что делать. Началась паника. Мы постояли. Темно. Я почувствовала запах дыма», – рассказала «НИ» пассажирка попавшего в аварию поезда, представившаяся Анастасией.

Дальнейшее Анастасия, по ее словам, помнит плохо: «Потом мы пошли через тоннель. Я шла за кем-то. Были какие-то люди в форме, спасатели. Мы их встретили. Я обычно сажусь в передние вагоны, мне так выходить ближе. Мне очень повезло, что сегодня я немного опоздала и ехала в хвосте».

Пассажирам же первых трех вагонов повезло меньше всего. Побывавший в тоннеле спасатель рассказал «НИ», что сошедшие с рельсов вагоны сильно искорежены, а люди оказались зажаты внутри, и счет погибших может пойти на десятки: «Видел оторванные руки и ноги».

Ко вчерашнему вечеру, по официальным данным, число погибших достигло 21, раненых – 160, из которых 130 были госпитализированы, в том числе 50 в тяжелом состоянии, в Институт Склифосовского и другие 13 столичных клиник. У двоих, по словам медиков, «травмы, несовместимые с жизнью». Детей среди погибших и пострадавших, по словам медиков и спасателей, нет. Один из машинистов поезда выжил и находится в реанимации, второго за вчерашний день найти не удалось.

По словам спасателя, многих не удалось спасти из-за того, что спасатели не могли войти в тоннель на протяжении 40 минут, так как сотрудники метрополитена слишком долго снимали напряжение с контактного рельса, хотя «это отрабатывают на тренировках по пожарной безопасности».

В результате оказавшиеся в поезде люди были вынуждены выбираться из него, не дожидаясь спасателей. Находящимися в вагонах аварийными молотками или просто подручными средствами пассажиры выбивали окна и дальше пробирались по тоннелю.

Фото: EPA

«Столько трупов, людей без сознания. Выйти было некуда. Нашли проем, закрытый жестяными листами, арматурой и толстыми кабелями. Сбили молотком арматуру, выдавили жестяные листы. Оказалось, это выход на стройплощадку «Метростроя», – написал в Facebook Александр Загнибеда.

«Резкое торможение, все попадали. Задымилось. Людей вытаскивали сами из искореженных вагонов», – рассказывает пользователь Twitter AlexNaryshkin.

Что именно произошло в тоннеле, не ясно до сих пор. В МЧС лишь утверждают, что теракта не было. Первая из озвученных версий гласила, что авария произошла из-за скачка напряжения, обесточивания и последующего резкого торможения состава. Однако практически сразу же специалисты заверили, что обесточивание к резкому торможению и тем более к сходу с рельсов не приведет.

Затем появилась вторая версия: разрыв крепления между вагоном и колесной тележкой. На выпустившем состав заводе «Метровагонмаш» от комментариев отказались до окончания следствия. Представители метрополитена же сообщили, что о снятии с эксплуатации поездов «Русич» (состав именно такого типа попал в аварию) речь не идет.

К вечеру заговорили о третьей версии: сбой в работе стрелки, вызванный предположительно скачком напряжения. При этом представители метрополитена комментировать версии случившегося «НИ» отказались, а отвечающая за подачу напряжения в столичную подземку компания «МОЭСК» заверила, что энергосистема в зоне ее ответственности работала стабильно, а за распределительную подстанцию, подающую напряжение на контактный рельс, отвечает уже сам метрополитен. Потом появилась и четвертая версия – проседание железнодорожного полотна.

Фото: ПРЕСС СЛУЖБА МЧС

По мнению спасателя, с которым побеседовали «НИ», задымление, о котором говорили пострадавшие, произошло из-за короткого замыкания вследствие повреждения сошедшими с рельсов вагонами кабелей, проложенных вдоль стен тоннеля. Уже после этого сработала пожарная сигнализация, обесточившая состав.

Сразу же после аварии было перекрыто движение на участке «Киевская» – «Молодежная». По Кутузовскому проспекту пустили бесплатные автобусы, обозначенные буквой «М». Всего, по данным «Мосгортранса», на линию вывели 150 автобусов. Это спровоцировало пробки, еще более тяжелые, чем обычно. Скорость движения на Кутузовском проспекте и прилегающих улицах упала до 10–15 километров в час. После этого на Кутузовском проспекте движение ограничили, а Краснопресненскую набережную и вовсе перекрыли.

Параллельная с Арбатско-Покровской Филевская линия ходить продолжала, хотя там тоже возникло невиданное для этой ветки столпотворение. При этом оперативно отреагировать на возросший поток пассажиров работники метрополитена не сумели. Например, как заметил корреспондент «НИ» на переходе с Кольцевой на Филевскую линию, из трех эскалаторов два были забиты людьми, а третий стоял на профилактике.

Как скоро удастся возобновить движение на пострадавшем от аварии участке, вчера оставалось неизвестным. Вначале вице-мэр Петр Бирюков говорил об устранении последствий аварии за сутки. Вице-мэр Максим Ликсутов, в свою очередь, сообщил, что поврежденный состав уберут из тоннеля лишь после того, как следствие закончит все экспертизы на месте происшествия. По словам г-на Ликсутова, попавший в аварию поезд прошел все проверки, а участок тоннеля, на котором произошла авария, был исследован минувшей ночью и признан исправным.

Как сообщил вчера представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, уголовное дело возбуждено по статье 263.1.4 «Нарушение требований в области транспортной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Виновным грозит до восьми лет лишения свободы.

Фото: EPA

Спасатели и машины «скорой помощи» дежурили вчера у станции «Парк Победы» до позднего вечера. Хотя авария произошла ближе к станции «Славянский бульвар», эвакуацию пострадавших и вынос тел погибших проводили через «Парк Победы», станцию же «Славянский бульвар» просто оцепили полицейские.

На месте трагедии, по данным МЧС, работали около 700 спасателей и 260 единиц техники. Разбор первого вагона поезда планировалось завершить к сегодняшнему утру.

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что городские власти выплатят родственникам погибших по 1 млн. рублей, пострадавшим – по 500 тыс. рублей. Кроме того, родственники погибших получат от метрополитена страховое возмещение в размере 2 млн. рублей, пострадавшие – до 1 млн. рублей в зависимости от тяжести травм. Сегодня в столице объявлен день траура.

В столичной подземке за минувший год произошло более 2 тыс. сбоев, сообщил весной этого года начальник московского метрополитена Иван Беседин. По его словам, большинство сбоев связаны с действиями пассажиров, главным образом с удерживанием дверей, что не дает составу отправиться. Вчера находившийся в отпуске Беседин объявил, что отпуск прерывает и возвращается в Москву.

Аварий же с пострадавшими за всю историю столичного метрополитена было восемь, и вчерашняя стала крупнейшей и по количеству погибших, и по времени, которое понадобится для восстановления движения поездов. До этого крупнейшей техногенной катастрофой на метрополитене считалась авария на станции «Авиамоторная» в феврале 1982 года, когда в результате поломки разогнался эскалатор, и находившиеся на нем около сотни пассажиров за несколько секунд скатились вниз и попадали. По данным властей, тогда погибли восемь человек и были ранены 30, а причиной аварии был признан излом одной из ступеней эскалатора.

Крупнейшие аварии в московском метро

17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» один из эскалаторов в результате поломки механизма стал двигаться вниз под тяжестью веса пассажиров, быстро набирая скорость. Аварийный тормоз не остановил движения. На эскалаторе началась паника и давка. Около ста человек не смогли удержаться на ногах и упали, загородив проход в зоне нижней выходной площадки. За несколько секунд почти все пассажиры, находившиеся на эскалаторе, скатились вниз. Точное число жертв было названо лишь через 9 месяцев на заседании Верховного суда РСФСР: 30 раненых и 8 погибших в результате давки. По данным следствия, все 4 эскалатора эксплуатировались в аварийном режиме. Непосредственной причиной аварии был признан излом одной из ступеней.
30 марта 1994 года произошла авария на Серпуховско-Тимирязевской линии. На перегоне «Нагорная» – «Нахимовский проспект» состав, двигавшийся из центра, врезался в идущий впереди поезд. Пострадали 20 человек, 9 из них госпитализированы. Причиной аварии стало несрабатывание автоматической системы сигнализации, предупреждающей машиниста о превышении скорости состава и приближении к светофору.
31 марта 1994 года в поезд, стоящий на станции «Петровско-Разумовская», врезался состав, идущий следом. Последний вагон сошел с рельсов, началось задымление. Пострадали три человека. Движение на линии было остановлено на шесть часов. Авария произошла из-за сбоя автоматической системы предупреждения машиниста о превышении скорости.
25 июня 2008 года на станции «Владыкино» Серпуховско-Тимирязевской линии сошли с рельсов четыре последних вагона поезда. Авария произошла из-за скола верхней части рельса, на которую приходится непосредственное давление колес. 8 человек обратились за медицинской помощью, один госпитализирован. Движение поездов было полностью восстановлено к утру 26 июня.
15 апреля 2012 года на станции «Комсомольская» Кольцевой линии произошло резкое ускорение, а затем остановка полотна эскалатора, работающего на спуск на выходе к Ленинградскому и Ярославскому вокзалам. В результате пострадали 10 человек, 6 из них были госпитализированы. Причиной сбоя стало отсутствие зубчатой соединительной муфты, которую техники забыли установить во время ремонта эскалатора. Следственным комитетом РФ было заведено уголовное дело о халатности (ст. 293 УК РФ) в отношении группы лиц, занимавшейся ремонтом. В метрополитене была произведена кадровая перестановка: начальник эскалаторной службы Александр Икенькин понижен в должности и назначен на пост заместителя начальника эскалаторной службы по реконструкции. Уволены начальник отдела техконтроля и один из мастеров. Еще пяти сотрудникам объявлен выговор.
5 мая 2013 года на Таганско-Краснопресненской линии на перегоне между станциями «Выхино» и «Рязанский проспект» на расстоянии 300 м от въезда в тоннель произошло замыкание и возгорание контактного рельса. Пострадали три человека, около 300 были эвакуированы.
5 июня 2013 года на Сокольнической линии между станциями «Охотный Ряд» и «Библиотека им. Ленина» произошло короткое замыкание и возгорание высоковольтного кабеля. Пострадали более 80 человек, 27 из них были госпитализированы. Движение от станции «Парк культуры» до «Комсомольской» возобновилось спустя несколько часов. Однако из-за нового замыкания кабеля в тоннеле участок между станциями вновь был закрыт. В результате этих двух инцидентов Сокольническая линия не работала около шести часов. Специальной комиссией по расследованию причин ЧП было установлено, что авария произошла по вине сотрудника метро, ответственного за систему энергоснабжения. Он был уволен.
11 июня 2013 года на перегоне между станциями метро «Серпуховская» и «Тульская» произошло аварийное отключение участка Серпуховско-Тимирязевской линии. В результате было прекращено движение поездов от станции «Боровицкая» до станции «Нагорная». Два состава, в которых находились около 900 пассажиров, простояли в тоннеле почти 50 минут. 14 человек обратились за медицинской помощью, девять из них были госпитализированы. Причиной ЧП стал дефект нового вагона 2013 года сборки.
По материалам ИТАР-ТАСС

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter