Posted 15 июля 2009,, 20:00

Published 15 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:31

Updated 8 марта, 07:31

Сигнал исчезает в полдень

Сигнал исчезает в полдень

15 июля 2009, 20:00
Ту-154, выполнявший рейс Тегеран–Ереван, разбился на северо-западе Ирана вчера около полудня. Все 168 человек, находившихся на борту самолета, погибли: воздушное судно сначала загорелось, а потом начало разваливаться прямо в воздухе. На борту находились граждане Ирана, Армении и Грузии. Россиян в самолете не было. Сейч
Сюжет
Авиация

Самолет Ту-154 авиакомпании Caspian Airlines вылетел из Международного аэропорта имени имама Хомейни в Тегеране в Ереван с опозданием. Задержать рейс № 7908 пришлось из-за плохой погоды. В 11.15 по местному времени лайнер все же поднялся в воздух. Однако спустя 16 минут, когда судно набрало высоту восемь километров и уже пролетало над провинцией Казвин, самолет внезапно начал снижаться. Как позже сообщил представитель администрации провинции Казвин Сироуса Сабери, у самолета возникли технические неполадки, поэтому экипаж попытался совершить аварийную посадку. Лайнер загорелся и начал разваливаться еще в воздухе. Обломки самолета разбросало на расстояние нескольких сотен метров от места крушения. В результате его падения посреди поля образовалась огромная воронка глубиной около 10 метров.

На борту злополучного лайнера находились 15 членов экипажа и 153 пассажира. Большинство из них – иранцы, 40 жертв катастрофы – уроженцы Армении. Среди пассажиров были и 10 членов молодежной сборной Ирана по дзюдо, летевшие в Ереван в тренировочный лагерь. Как сообщили «НИ» в департаменте информации и прессы МИД Грузии, в катастрофе также погибли двое граждан Грузии. Это финансовый менеджер посольства Грузии в Ереване Гиви Чкадуа и супруга руководителя грузинской дипмиссии в Иране Николоза Нахуцришвили Натела Никонова. МИД РФ заверил, что российских граждан на борту не оказалось.

Из-за того что самолет загорелся еще в воздухе, СМИ начали выдвигать гипотезу о пожаре в одном из двигателей лайнера. «Самолет не мог упасть из-за отказа одного из двигателей, – отверг в интервью «НИ» первоначальную версию причины катастрофы один из авторитетных экспертов по безопасности полетов. – У Ту-154 три двигателя, и на двух лайнер вполне мог бы либо совершить вынужденную посадку, либо даже продолжить полет». Собеседник «НИ» пояснил, что манера пилотирования иранских летчиков «отличается резкостью и неаккуратностью».

«Я знаю аэродром, с которого взлетал этот Ту-154, это главный тегеранский аэропорт, и там нормальные условия для взлета, – продолжает специалист по безопасности полетов. – Но Тегеран окружен значительными предгорьями – от двух тысяч и более метров, так что начало полета наверняка выдалось непростым. Учитывая, что катастрофа произошла на 17-й минуте полета, можно предположить, что пилот в этот момент совершал довольно сложный маневр – одновременный набор высоты и разворот на заданный курс. Скорее всего, лайнер вошел в режим сваливания при нестабильном полете».

Собеседник «НИ» считает, что расследование трагедии обещает быть очень трудным, ведь участвовать в нем будут четыре государства – Иран, Армения, Грузия и Россия. «На место крушения наверняка прибудут представители российской стороны – завода «Туполев» и того предприятия, где производились двигатели», – отмечает эксперт. Кроме того, своих специалистов для изучения обстоятельств катастрофы уже отправил Межгосударственный авиационный комитет (МАК). Группу возглавил заслуженный пилот СССР Георгий Ячменев. «И если российские инженеры-конструкторы будут пытаться убедить остальных, что причина трагедии не в технике, то сотрудники МАК наверняка станут утверждать, что всему виной ошибки летчиков», – резюмирует эксперт «НИ». Председателем комиссии по расследованию катастрофы, по правилам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), будет избран представитель той страны, где упал самолет, то есть Ирана.

АВИАКАТАСТРОФЫ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НА ТЕРРИТОРИИ ИРАНА

Как ни печально, но авиакатастрофы стали обычным явлением для страны, чей авиапарк преимущественно старше 16 лет. Так, в феврале 2006 года при посадке в Тегеране потерпел крушение используемый иранской авиалинией Iran Air Tours Ту-154, погибли 29 из 148 человек. В 2003 году в горах на юго-востоке Ирана разбился военно-транспортный самолет Ил-76, погибли 275 человек. А в 2002 году другой самолет российского производства разбился возле города Хорамбад, трагедия унесла жизни 119 человек. Иран возлагает ответственность на США, чьи санкции запрещают американским компаниям продавать иранцам новые самолеты. Местные авиакомпании пытаются поправить положение, закупив европейские лайнеры, но США призывают европейцев не иметь дел с Ираном.

"