Posted 16 июня 2022,, 10:07

Published 16 июня 2022,, 10:07

Modified 7 марта, 12:17

Updated 7 марта, 12:17

Суд взыскал компенсацию с закрытого магазина IKEA за обман потребителя

Суд взыскал компенсацию с закрытого магазина IKEA за обман потребителя

16 июня 2022, 10:07
Суд в Костроме впервые взыскал денежную компенсацию и штрафа за нарушение прав потребителей с закрывшегося на фоне западных санкций ООО «ИКЕА Дом». Юристы полагают, что, несмотря на закрытие компании, пострадавшая сторона сможет получить деньги.
Сюжет
Санкции

Как сообщает пресс-служба Костромского областного суда, с иском в Ленинский суд Костромы обратился потребитель, который заявил, что он с семьёй планировал переезд в Москву и в октябре 2021 г. заказал в новую квартиру кухню от ИКЕА с белыми глянцевыми фасадами за 282 346 рублей.

«Когда кухню привезли и начали собирать, выяснилось, что несколько доставленных фасадов покрыты желтыми пятнами, а столешница вообще не подходит к кухонному гарнитуру», — говорится в сообщении.

В течение нескольких месяцев потребитель пытался решить вопрос миром. С ноября 2021 по март 2022 года он обращался на горячую линию, писал претензии, и даже экстренно ездил в Москву, чтобы сдать столешницу и заменить фасады с дефектами, когда выяснилось, что с 4 марта все магазины ИКЕА в России закрываются.

Лишь с третьего раза потребителю удалось получить нормальные фасады взамен бракованных, а столешницу — сдать назад с выплатой компенсации.

В качестве извинения за доставленные неудобства магазин выдал обиженному потребителю два ваучера со скидкой на общую сумму 6 000 рублей при покупке товаров в ИКЕА и согласился компенсировать ему транспортные расходы, заплатить за просрочку замены фасадов и возврата денег за столешницу. Однако обещанных за все причиненные неудобства денег потребитель так и не дождался, после чего обратился в суд.

При рассмотрении дела истец пояснил, что проблема с качеством продукции заставила его переживать, спровоцировала конфликты в семье и задержала его переезд в Москву. Его переживания особенно усилились после того, как он узнал, что с 4 марта все магазины ИКЕА в России закрылись.

Суд пришел к выводу, что право выбора того, как будет произведена компенсация за некачественный товар, по закону принадлежит потребителю. Он может потребовать замены, устранения недостатков либо выплаты денег. Суд установил, что магазин своевременно не удовлетворил требования покупателя, чем нарушил права потребителя.

В итоге с ООО «ИКЕА Дом» суд взыскал в пользу потребителя компенсацию морального вреда 20 000 рублей и штраф 10 000 рублей.

О мнению юристов, у потребителей есть шанс получить компенсации даже несмотря на то, что сейчас магазины ИКЕА в России закрыты.

По данным «Российской газеты», в 2019 году суд в Костроме вынес первое прецедентное решение о взыскании компенсации с учредителя ликвидированной фирмы за обман потребителя.

Выяснилось, что в конце 2016 года в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» была введена статья 3.1, в соответствии с которой стало возможным возложение субсидиарной ответственности на учредителей ООО по требованию кредитора, если выяснится, что учредители действовали недобросовестно или неразумно.

В суде удалось доказать, что исключение фирмы-застройщика из единого реестра юридических лиц произошло по вине директора, являвшегося единственным участником ООО. Согласившись с доводами истца, Костромской областной суд вынес решение о взыскании долга с учредителя ликвидированной компании. В качестве обеспечительной меры на имущество хозяйки фирмы наложили арест.

Впоследствии потребитель сумел получить с должника денежную компенсацию в полном объеме — порядка 700 тысяч рублей. По мнению экспертов, это решение имело принципиальное значение для всех потребителей, пострадавших от действий недобросовестных компаний.

«Если раньше руководители, не выполнившие свои обязательства, могли просто бросить фирму без всяких негативных для себя последствий, то теперь ответственность ложится на учредителей и руководство компаний. Таким образом, у обманутых потребителей появляется реальная возможность защитить свои нарушенные права», — пояснил юрист межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Юрсервис» Дмитрий Волнухин.

"