Posted 15 июня 2011,, 20:00

Published 15 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:23

Updated 8 марта, 06:23

«Мистическое совпадение»

«Мистическое совпадение»

15 июня 2011, 20:00
Бывший лейтенант российской армии Сергей Аракчеев, осужденный в 2007 году за убийство мирных чеченских жителей, записал видеообращение к премьер-министру Владимиру Путину. Он называет свое дело «политическим» и утверждает, что невиновен. Обращение было записано в день, когда киллеры расстреляли другого бывшего офицера

Вчера бывший лейтенант российской армии Сергей Аракчеев, отбывающий наказание в колонии общего режима, разместил в Интернете свое обращение к Владимиру Путину, в котором просит премьера разобраться в его деле. По версии обвинения, в 2003 году Аракчеев и его сослуживец Евгений Худяков в неслужебное время в районе грозненского аэропорта «Северный» остановили «КамАЗ», ограбили и расстреляли ехавших в нем троих мирных жителей Чечни. Два раза Аракчеева и Худякова оправдывала коллегия присяжных, затем в декабре 2007 года Северо-Кавказский окружной военный суд вынес обвинительный приговор. Сослуживцы были лишены воинских званий и осуждены (Аракчеев – на 15, а Худяков – на 17 лет лишения свободы). Своей вины они не признали. Худякову, который в отличие от Аракчеева не был взят под стражу, удалось скрыться, и его нахождение до сих пор неизвестно.

В своем видеообращении к премьеру Сергей Аракчеев утверждает, что не виновен в убийстве и готов «пройти проверку на любом детекторе лжи». Аракчеев называет свое дело политическим, а осуждение – «требованием чеченского народа». По его словам, в деле было «много фальсификаций и подтасовок». «Я не прошу для себя никаких исключений и послаблений закона, а просто полного его соблюдения», – говорит заключенный.

Адвокат Сергея Аракчеева Дмитрий Аграновский также называет дело политическим. «Я уверен, что осуждение моего подзащитного было жертвоприношением», – заявил г-н Аргановский «НИ». По его мнению, российские власти хотели таким образом умиротворить чеченское общество, в том числе и для того, чтобы было меньше терактов. Дмитрий Аграновский рассказал «НИ», почему считает дело сфабрикованным: «У Аракчеева есть железное алиби. Судя по записям в журналах выхода машин, Аракчеев в день убийства находился на другом маршруте. О том, что его не было на месте преступления в момент его совершения, в зале суда рассказали около 30 свидетелей. По результатам баллистической экспертизы гильзы, найденные на месте расстрела, не подходят к оружию Аракчеева». По словам председателя правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова, правозащитники, присутствовавшие на процессе, считают, что вина Сергея Аракчеева была достаточно убедительно доказана. По мнению г-на Орлова, дело Аракчеева нельзя назвать политическим. «Маловероятно, что невиновного Аракчеева осудили, чтобы пойти на встречу чеченскому обществу, – отмечает правозащитник в беседе с «НИ». – Потому что 99,9% жутких преступлений, совершенных российскими федеральными силами в Чечне, не расследованы и сознательно замалчиваются».

По словам политолога Алексея Макаркина, изначально в деле Аракчеева политики не было. «Объявить его политическим – возможность привлечь внимание властей и общества к судьбе Аракчеева, – говорит «НИ» г-н Макаркин. – Политическим дело делает сама защита, высказывая такие утверждения».

По мнению опрошенных «НИ» экспертов, запись видеообращения в день убийства Юрия Буданова также может быть специально запланированным ходом защиты. «После убийства Буданова к осужденным за убийство чеченцев офицерам снова возник общественный интерес, – считает Олег Орлов. – И как это ни печально, значительная часть российского общества считает Буданова не убийцей, а жертвой политических преследований. Аракчеев и его адвокат хотят воспользоваться настроениями общества». В свою очередь, Дмитрий Аграновский заверил «НИ», что запись обращения в день убийства Буданова является «трагическим, мистическим совпадением».

Член общественной палаты Анатолий Кучерена не исключает, что вслед за обращением к премьер-министру Сергея Аракчеева могут последовать воззвания и других российских военных, осужденных за убийства мирных граждан в Чечне. Одним из самых громких таких дел является «дело Ульмана». В 2003 году во время спецоперации группа спецназа ГРУ под командованием Эдуарда Ульмана расстреляла шесть мирных жителей. Суд присяжных дважды оправдывал подсудимых, в 2007 году Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил их к срокам от 9 до 14 лет. Ульману и двум его подчиненным удалось скрыться от следствия, их местонахождение неизвестно.

"