Posted 16 июня 2010,, 12:45

Published 16 июня 2010,, 12:45

Modified 8 марта, 07:00

Updated 8 марта, 07:00

«Липовым» диссертациям подписан смертный приговор

«Липовым» диссертациям подписан смертный приговор

16 июня 2010, 12:45
«Липовым» диссертациям подписан смертный приговор

В I квартале 2011 года Высшая аттестационная комиссия (ВАК) планирует создать единую базу данных кандидатских и докторских диссертаций. Эта база позволит выявлять фальшивые работы, сообщил журналистам главный ученый секретарь ВАК Феликс Шамхалов.

«Мы хотим создать единый комплексный подход и придавать гласности “липовые” работы», — цитирует РИА Новости Шамхалова. Он сообщил, что за I квартал этого года диссертационные советы ВАК вынесли замечания по 82 работам. Всего в России ежегодно защищается около 35 тысяч кандидатских диссертаций и примерно 4 тысячи докторских.

«Системы подготовки и аттестации научных кадров в настоящее время функционируют обособленно. Тематика диссертационных исследований далеко не всегда отвечает государственным приоритетам», — сказал Шамхалов.

Высшая аттестационная комиссия и раньше уделяла внимание проблеме фальшивых диссертаций. Так, по словам руководителя аттестационного ведомства Михаила Кирпичникова, за последнее десятилетие число защищенных кандидатских и докторских диссертаций росло очень быстро: порядка 3% в год по докторским диссертациям и 15% по кандидатским. Этот процесс был остановлен только в 2006 году. А качество защищаемых работ сейчас опустилось до самого низкого уровня.

Наиболее важной проблемой глава комиссии назвал недопустимо большое число диссертаций, которые пишутся «под ключ».

В стране существует обширный рынок подготовки диссертационных работ за вознаграждение. Покупателями, как правило, выступают чиновники, бизнесмены — все те, кто претендует на статусные позиции в обществе и с помощью ученой степени пытается их достичь или укрепить. «В каком-то смысле этих людей можно понять, — заявляет глава ассоциации “Российский дом международного научно-технического сотрудничества”, бывший министр науки и технической политики РФ Борис Салтыков. — Они руководствуются соображениями “престижного потребления”, и ученая степень для них — это некий аксессуар, свидетельствующий о высоком положении, подобный “Мерседесу” или дорогой яхте».

Подобные соискатели обычно защищаются по экономике, политологии, социологии и т.д. С одной стороны, они чувствуют себя более уверенно в тех областях, где нет однозначной общепринятой терминологии, как в естественных науках, и где не нужно демонстрировать сложные математические выкладки. С другой стороны, по роду своей деятельности они не чужды социогуманитарной тематики. Именно потому с аутентичностью диссертаций хуже всего дела обстоят в гуманитарных и общественных науках. Причем больше всего злоупотреблений на уровне кандидатских диссертаций, так как многие «липовые» ученые не стремятся к докторской степени.

Как сообщали «Новые Известия», интернет переполнен огромным количеством сайтов и адресов фирм, предлагающих купить диссертацию на любой вкус. «У вас нет времени на поиски материалов и информации, на хождение по библиотекам и написание ваших работ? Доверьтесь профессионалам с семилетним стажем работы в этой области!» — кричат объявления. Как рассказал «НИ» директор одного из агентств Дмитрий, кандидатская диссертация стоит, как правило, порядка 6 тысяч долларов. «Срок написания зависит от количества накопленного материала и размера вашей базы источников, — пояснил Дмитрий. — Если вы уже собрали архивный материал, то на написание уйдет 3–6 месяцев. Если их еще нужно искать, делая соответствующие запросы в архивы, то срок увеличивается до 6–9 месяцев, а то и до года». На докторскую диссертацию придется потратить не менее 8 тысяч долларов.

«Пишут диссертации доктора наук и преподаватели вузов. Многие с нами с самого основания фирмы, то есть уже 7 лет, — пояснил Дмитрий. — Свои люди у нас есть и в архивах, и в Российской государственной библиотеке, что, конечно, упрощает процесс поиска информации». Возможность плагиата при этом исключается. Об этом даже есть соответствующая графа в договоре. «К тому же всегда можно проверить текст в системе “Антиплагиат” или пробить его в государственной базе диссертаций», — поясняет Дмитрий.

Некоторые идут по еще более простому пути, не открывая Америку и экономя свои деньги. Берут когда-то защищенную диссертацию, меняют название, добавляют материал, литературу и источники и выдают за свою. «Делается просто перелицовка старой научной работы, тема которой еще не потеряла свою актуальность, но не представлена в электронной базе, — пояснил “НИ” президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. — Таких работ великое множество, выбор есть по каждому из разделов науки. Но для перестраховки часто обращаются к тем, кто прошел защиту еще в советское время. Текст достаточно очистить от советских анахронизмов, убрать упоминания о “руководящей роли КПСС”, и научный труд готов. Такая диссертация стоит недорого – всего 1,5–2 тысячи долларов». Впрочем, риск попасться при этом значительно выше. Такие работы проходят без проблем только в том случае, если университетский диссертационный совет намеренно не замечает «фальшивки».

Такие случаи тоже бывают. Дело в том, что высшее учебное заведение крайне заинтересовано в наличии диссертационного совета и большом количестве защитившихся в нем докторов и кандидатов. Всё это повышает его статус и выделяет на фоне других вузов. Диссертационный совет должен действовать при университете постоянно и хотя бы раз в год проводить защиту кандидатских и докторских работ. Если совет бездействует, или количество защитившихся при нем аспирантов невелико, его могут закрыть.

«При прохождении аккредитации и лицензирования вуз должен предоставлять комиссии список работников с указанием их степеней и званий, — рассказал Сергей Комков. — Чем больше вуз насчитывает докторов и кандидатов, тем быстрее он проходит аккредитацию. Однако уровень подготовки и знаний соискателей нередко настолько низок, что о написании самостоятельной научной работы не может быть и речи. Недостаток того и другого решается просто — вуз всеми силами помогает будущим кандидатам и докторам. Речь здесь не идет о крупных, престижных заведениях, которые дорожат своей репутацией. Такой вид поддержки распространен в основном в регионах, в частности в Татарстане и Башкортостане, в которых до 50% диссертаций, прошедших защиту, не имеют к авторам никакого отношения».

При этом вузовскому диссертационному совету абсолютно безразлично, откуда явился соискатель и разбирается ли он в теме. «Последний оплачивает работу кафедральным преподавателям, которые пишут за него научный труд, хлопоты научного руководителя и самого совета. Качество такой работы в итоге действительно высокое. Поэтому установить реальное авторство зачастую представляется невозможным даже опытному специалисту», — пояснил «НИ» заведующий Центром социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер.

В стране сегодня более 3 тысяч диссертационных советов. Держать под постоянным контролем каждый из них члены ВАК просто не могут. «Действительно, для многих советов защита диссертации — дополнительный источник обогащения и повышения престижа заведения, — рассказал “НИ” член экспертного совета ВАК Сергей Колесников. — В советскую эпоху сотрудники аттестационной комиссии ездили по региональным вузам, нередко инкогнито, с проверками, чтобы убедиться, насколько чистоплотны сотрудники местных советов. И случалось, что некоторые из них даже закрывали. Сейчас экспертам командировки никто не оплачивает. А по своему почину и за свои деньги ездить и проверять, естественно, никто не будет».

"