Posted 15 июня 2008,, 20:00
Published 15 июня 2008,, 20:00
Modified 8 марта, 08:06
Updated 8 марта, 08:06
Оснащение российских автотрасс видеокамерами проходит в рамках Федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2010 годах». Всего в 2008–2009 годах на внедрение системы автоматической видеофиксации нарушений Правил дорожного движения только в Подмосковье будет выделено около 400 миллионов рублей. Руководитель Управления ГИБДД Московской области сообщил в минувшую субботу, что первые камеры появятся на Дмитровском и Минском шоссе в столице, а также на трассах Москва – Нижний Новгород и Москва – Минск. Скорость же распространения этого ноу-хау по стране будет зависеть от степени оснащенности регионов камерами. В первую очередь «чудо-приборы» установят в так называемых очагах аварийности – наиболее проблемных точках на автомагистралях. Напомним, что с 1 июля этого года вступают в силу поправки в КоАП, по которым запись, сделанная камерой видеонаблюдения, является автоматическим доказательством того, что водитель нарушил правила.
В Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) связывают с этим нововведением большие надежды. «Оснащение российских трасс видеокамерами станет серьезной мерой, направленной на профилактику нарушений, – выразил «НИ» свое мнение заместитель начальника ДОБДД МВД РФ Владимир Кузин. – Основная масса ДТП происходит из-за превышения скорости, выезда на встречную полосу и нарушения правил обгона. В этих случаях камеры смогут установить виновников. Кроме того, работа этих приборов во многих случаях исключит контакт инспектора с нарушителем, что, в свою очередь, снизит коррупцию на дорогах». Впрочем, сами автолюбители в этом сомневаются. «Число крупных ДТП на дорогах, может, и понизится, – поделился с «НИ» столичный водитель со стажем Сергей Косолапов. – Но вот на взяточничество новые меры уж точно не повлияют, ведь «общение» гаишника и владельца машины касается в основном более мелких правонарушений».
Сама процедура наказания нерадивых автовладельцев будет выглядеть так: сначала «электронный глаз» фиксирует момент нарушения, после чего запись попадает в информационный центр. Постановление о необходимости заплатить штраф придет к хозяину авто из подразделения ГИБДД по почте. «По закону оно должно достичь адресата за десять дней, еще месяц есть у водителя для того, чтобы внести деньги в любом отделении Сбербанка или через специальные терминалы, – продолжает Владимир Кузин. – На 41-й день против нарушителя будут приняты административные меры, вплоть до удвоенного размера штрафа или ареста. В дело могут вступить и судебные приставы». Г-н Кузин подчеркнул, что решение о выплате штрафа может быть и обжаловано. Для этого для начала надо подать жалобу в подразделение ГИБДД, которую положено рассмотреть в течение десяти дней. Если инспекторы останутся непреклонны, водитель может обратиться в суд.
Правозащитники, в свою очередь, уже называют не вступившие пока в силу поправки антиконституционными. «В основу этого новшества положен порочный принцип, – заявил в интервью «НИ» адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – Постановление о штрафе будет выписываться человеку автоматически, а это – прямое нарушение статьи 49 Конституции, в которой речь идет о презумпции невиновности, и пункта 1.5 КоАП». «Отпечатки пальцев в уголовном деле не являются основанием, чтобы сразу сажать человека, – приводит пример г-н Ольшанский. – Тогда почему видеофиксация ведет к штрафу автоматически?» По словам юриста, установка камер на дорогах страны ни к чему не приведет: люди как нарушали правила, так и будут это делать. «Должно пройти много времени, чтобы наши водители изучили новую систему штрафов и фиксации нарушений, – признался «НИ» московский водитель Гагик Акопян. – Быстрых результатов от видеонаблюдения за дорожным движением не будет».