Posted 15 мая 2005,, 20:00

Published 15 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Болезнь левизны

Болезнь левизны

15 мая 2005, 20:00
Вчера вечером в Москве прошло заседание оргкомитета всероссийской акции протеста, в которой примут участие владельцы автомобилей с правым рулем. Поводом для столь решительных действий стали планы правительства РФ по ограничению эксплуатации подобных машин в России. Участники мероприятия намерены 19 мая, в тот день, ког

Импорт подержанных автомобилей с правым рулем давно стоит костью в горле отечественным производителям автомобилей. Недорогие и очень качественные японские машины за явным преимуществом выиграли у российского автопрома битву за гигантскую территорию Дальнего Востока и Сибири. На «тойотах», «мицубиси» и «ниссанах» в этих регионах передвигаются не только обычные автолюбители, но и представители всех ветвей власти, а также оперативные и специальные службы. Более того, за последние годы резко выросло количество «японцев» и на европейской части России. Ежедневно регистрируют десятки «праворулек» и в столичных отделениях ГИБДД.

Борьбу с ввозом автомобилей с правым рулем российское автолобби ведет уже лет пятнадцать. Правда, до последнего времени попытки запретить ввоз или эксплуатацию подобной техники блокировались на дальних подступах к премьерскому росчерку пера. Именно поэтому автовладельцев столь взволновала весть о том, что в ближайший четверг правительство будет рассматривать подготовленный в Министерстве промышленности и энергетики план развития отечественного автопрома, частью которого стало ограничение эксплуатации автотранспорта, «не соответствующего требованиям правостороннего движения».

По неизвестной причине подготовка этого документа проводилась в обстановке строжайшей секретности. До сих пор неясно, как именно собираются чиновники ограничивать эксплуатация праворульных машин. По одному из вариантов, со следующего года эти автомобили просто не смогут пройти техосмотр в ГИБДД. Также их не будут ставить на учет. По другому – правительство поставит жесткие преграды на пути ввоза японских автомобилей, введя повышенные пошлины на их растаможку. Какой именно вариант будет предложен на заседании в четверг, доподлинно неизвестно. Любые попытки «НИ» выяснить это официальным путем натыкались на стену молчания.

Организаторы акции протеста настроены решительно.

Что делать владельцам машин с правым рулем, если планы чиновников будут претворены в жизнь, узнать также не представляется возможным. Рекомендации «анонимных представителей Минпромэнерго» переставлять руль справа налево не выдерживают никакой критики. Подобные изменения конструкции могут сделать надежнейшую технику крайне опасной. А ведь, по разным данным, в России насчитывается от 1 млн. до 1,5 млн. автомобилей японского производства. Эксперты сходятся в том, что их доля на рынке составляет примерно треть от всех машин иностранного производства.

«Совершенно очевидно, что предложения Минпромэнерго выгодны только отечественным автопроизводителям, которые их, собственно, и пролоббировали, – заявил «НИ» депутат Госдумы, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Но подобные меры никак не помогут улучшить качество российских машин – отсутствие конкуренции еще никому не приносило пользы.

При этом гарантирован социальный взрыв на Дальнем Востоке, где 98% автовладельцев передвигаются на японских машинах. Более того, в этом регионе на праворульных автомобилях держится значительная часть экономики, а ввоз и обслуживание японской техники обеспечивают работой десятки тысяч человек».

Впрочем, некая социальная напряженность уже чувствуется. Вчера в столице собралась на экстренное заседание инициативная группа, состоящая из владельцев праворульных автомобилей и тех, кто профессионально занимается ими: перегонщиков, продавцов запчастей и сотрудников автосервисов. Речь шла о деталях общероссийской акции протеста, которая запланирована как раз на день заседания правительства РФ – 19 мая.

«Мы уже устали от действий чиновников, которые вместо того, чтобы помогать людям, постоянно мешают им спокойно жить и работать, – сказал «НИ» организатор акции Вячеслав Лысаков. – Отстаивая сомнительные интересы группы автопромышленников, правительство почему-то забывает об интересах огромной группы граждан собственной страны. Которые, напомню, совершенно легально в течение многих лет покупали японские автомобили. Что же теперь, людей просто лишат их собственности?»

Центром акции протеста должна стать Москва. Организаторы планируют 19 мая с включенными «аварийками» медленно проехать вдоль Белого дома. Они настаивают на том, что не собираются прибегать к противозаконным методам и намерены лишь высказать чиновникам свою гражданскую позицию. В других городах России участники мероприятия также собираются выехать с включенным ближним светом и аварийной сигнализацией на центральные улицы. А чтобы хоть как-то привлечь внимание исполнительное власти к своим проблемам, протестующие хотят прикрепить на автомобили ставшие в последнее время кошмаром Кремля оранжевые ленточки. Как говорили вчера члены оргкомитета, «может хоть угроза революции заставит их задуматься».

Сколько именно автолюбителей примет участие в акции, организаторы пока не знают. Впрочем, определенную

Ввоз праворульных машин в Россию – давняя головная боль отечественного автолобби.

поддержку они уже получили. «Мы обязательно присоединимся к этой акции, – говорит Виктор Похмелкин. – И обязательно постараемся оказать владельцам японских машин парламентскую поддержку. Будем действовать законными методами, наши адвокаты займутся юридической стороной вопроса».

Добиться в эти дни хоть каких-то слов от противников «япономарок» невозможно. Понять, как чиновники аргументируют желание запретить «правый руль», можно только из их комментариев, данных в разное время. При этом никаких конкретных данных никто из них не приводил, звучали лишь общие высказывания об «опасности правого руля». В чем она заключается, никто не конкретизировал.

«Статистики, которая бы свидетельствовала об опасности эксплуатации праворульных машин, просто не существует, – продолжает Виктор Похмелкин. – Если уж и запрещать какие-то машины, в первую очередь нужно посмотреть на отечественные автомобили с левым рулем. В них до сих пор нет ни подушек безопасности, ни антиблокировочной системы (АБС), ни других функций, которые давно во всем мире стали необходимым средством защиты водителей и пассажиров».

Этой весной за запрет «праворуких» машин высказывался и начальник ГИБДД России Виктор Кирьянов. Учитывая мнение высокого руководителя, сотрудники ГАИ неохотно комментируют проблему правого руля.

«В принципе особого криминала в таких машинах нет, – заявил «НИ» один из высокопоставленных офицеров ГИБДД на условиях анонимности. – У них есть две технические проблемы: затруднен обгон на трассе, а фокусировка фар не соответствует российским требованиям. Однако японские машины гораздо безопаснее российских. Достаточно посмотреть на статистику: в Приморье, где большинство машин – праворульные, процент погибших в ДТП людей очень низок по сравнению с другими регионами страны. Конечно, ездить на дорогах с правосторонним движением на машине с правым рулем не очень правильно, но что делать... А вообще, главное не с какой стороны руль, а кто за ним сидит».

Чем обернется обсуждение «автомобильных» нововведений на заседании правительства, покажет время. Однако эксперты полагают, что в сложившейся ситуации власть не рискнет применять жесткие меры к владельцам «праворулек». «По крайней мере, на категорический запрет вряд ли кто-то пойдет, – заявил «НИ» источник, близкий кабинету министров. – Ведь нынешнее правительство и так ассоциируется у населения исключительно с негативом, в первую очередь с монетизацией льгот. Возможно, будет предложен некий компромиссный вариант с частичным ограничением ввоза». Такого же мнения придерживается и Виктор Похмелкин. По его мнению, в этом документе слишком уж откровенно торчат уши автолоббистов.



КАК ПЕРЕСТАВИТЬ РУЛЬ СПРАВА НАЛЕВО

Подобную услугу оказывает в Росси ограниченное количество фирм. На Дальнем Востоке этим не занимается практически никто, в условиях тотальной «праворульности» подобная перестановка просто ни к чему. В Москве только две компании имеют официальную лицензию на подобные операции. Хотя и ряд частных мастеров может предложить эти услуги. «Имеет смысл переставлять руль только на дорогих автомобилях: стоимостью выше 20-25 тыс. долларов», - утверждают механики. Действительно тратить 2-4 тыс. долларов на переоборудование машины, которая стоит 7-8 тыс. - бессмысленно. К тому же, как говорят, например, специалисты по автомобилям «Тойота», «В Японии эти машины делают лучшие инженеры мира. А в России переоборудовать их будет дядя Вася. Стоит ли?»


ВЛАСТИ РОССИИ ПРОТИВ АВТОМОБИЛИСТОВ

С 1 октября 2002 года постановлением правительства РФ введены запретительные ввозные таможенные пошлины на иномарки, с момента выпуска которых прошло более 7 лет.

С 1 июля 2003 года вступил в силу закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). В результате страховые компании за год собирают около 50 млрд. руб. Из этой суммы пострадавшим в ДТП выплачивается лишь порядка 9 млрд.

В декабре 2003 года правительство России приняло постановление, разрешающее автоинспекторам принудительную эвакуацию автомобилей за нарушение правил стоянки.

С 1 января 2005 года вступил в силу федеральный закон, запрещающий использовать рукописные доверенности и требующий их обязательного нотариального заверения.

С 26 марта 2005 года в связи со вступлением в силу поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) ужесточены меры наказания за управление транспортным средством без прав. Теперь за это полагается штраф 700–1000 рублей, ранее его сумма составляла 300–500 рублей.

С 24 апреля 2005 года вступили в силу поправки к КоАП, в соответствии с которыми отказ от медицинского освидетельствования на алкогольное опьянение карается лишением водительских прав сроком до 2 лет. Ранее закон предполагал за это штраф в 1000–2000 рублей или лишение водительских прав на один год.


96% ПРИМОРЦЕВ – ЗА ПРАВЫЙ РУЛЬ

Еще осенью 2002 года, в разгар очередной чиновничьей кампании против японских машин, в Приморье прошел масштабный опрос общественного мнения по «проблеме правого руля». Были опрошены жители Владивостока, Уссурийска, Спасска-Дальнего, Артема и Находки. Из 100% участников опроса 63% заявили, что являются обладателями собственного автомобиля. Сугубо негативное отношение к возможному запрету праворульных машин высказали 96,5% опрошенных. Одобрил его 1% приморцев, участвовавших в опросе. На вопрос, кто выиграет от запрета ввоза автомобилей с правым рулем, 54,3% ответили, что отечественный автопром. Среди прозвучавших ответов были: московские «финансово-олигархические группы», зарубежный капитал и правительство России. Интересно, что 5,4% опрошенных считают, что от подобного запрета не выиграет никто. Реально защитить владельцев импортных автомобилей, по мнению приморцев, могут сами автолюбители – за это высказались 45,7% опрошенных. 15,2% готовы к митингам и забастовкам, провести референдум по данной теме предлагают лишь 6,3%, а 3% считают, что все действия бесполезны. Идея об отделении дальневосточной республики звучала не часто – 0,9%.


КТО И КАК БОРОЛСЯ С ПРАВЫМ РУЛЕМ

В 1993 году правительством России было принято постановление № 79, согласно которому МВД должно было с 1 июля 1993 года прекратить регистрацию машин с правым рулем, а с 1 января 1995 года – запретить их эксплуатацию в России. Многочисленные акции протеста автовладельцев, прокатившиеся по восточным районам страны, заставили вмешаться в ситуацию президента Ельцина. Запреты были отменены. В августе 2002 года из Минпромнауки в различные министерства и ведомства поступил план мер по развитию отечественного автопрома, предполагающий запретить с 2005 года ввоз иномарок с правым рулем. Введение ограничений объяснялось их повышенной аварийной опасностью. Появление плана вызвало не только протесты автомобилистов, но и повышенное внимание к этому вопросу депутатов Госдумы, которые вызвали главу ведомства Илью Клебанова для отчета. В декабре того же года в письме в Госдуму господин Клебанов заверил парламентариев, что его ведомство против введения ограничений на использование автомобилей с правым рулем. «Минпромнауки России считает, что любые запреты должны сопровождаться созданием потребительского рынка, доступного для граждан России. Мы считаем, что сначала надо создать доступный конкурентный рынок машин с «левым» рулем (особенно в Дальневосточном регионе), – сказано в письме министра. – Возможно, мы недостаточно часто и твердо высказывались о недопустимости запретов подобного рода. Допускаю, что есть и другие, скрытые причины живучести газетной утки о запрете правого руля».

"