Posted 15 мая 2005,, 20:00

Published 15 мая 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Свобода в узком кругу

Свобода в узком кругу

15 мая 2005, 20:00
В Москве завершаются торжества в честь 100-летия указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Хотя свобода совести была тогда дарована всем россиянам, юбилей отмечается лишь Старообрядческой Церковью, а праздник не распространился за пределы Рогожского поселка в Москве.

Научная конференция в Историческом музее, где духовенство пообщалось с искусствоведами. Открытие там же весьма скромной по масштабам выставки. Всенощное бдение в Покровском соборе в субботу и вчерашняя литургия. Крестный ход, праздничная трапеза, концерт древних песнопений. Вот вкратце и вся осиленная старообрядцами программа празднования юбилея, имеющего значение не только для них – для всех нас.

Помимо снятия с алтарей храмов в Рогожской слободе печатей, наложенных в царствование Александра II, а с самих старообрядцев – узаконенного прозвища «раскольники», указ от 30 апреля 1905 года содержал кое-что поважнее – прежде всего «сердечное стремление» монарха «обеспечить каждому из подданных свободу верования и молитв по велениям его совести». Указ гарантировал: «Отпадение от православной веры в другое вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных последствий». Верующие уравнивались в правах при заключении смешанных браков. Преподавание основ религии в учебных заведениях поручалось «духовным лицам надлежащего исповедания» и должно было вестись на языке учащихся. Предлагалось также решительно пересмотреть законы, касающиеся религиозного быта мусульман и буддистов (их отныне возбранялось именовать в официальных актах язычниками).

Указ, юбилей которого сегодня отмечают старообрядцы, провозглашал начало «Золотого века» религиозно-общественной жизни России. Короток оказался век – 12 лет. Но, как заметил на предъюбилейной конференции глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов), «какое это было бурное, плодотворное, многообещающее время!.. Религиозное освобождение, подобно отмене крепостного права, стало катализатором государственного развития. Знаменитые цифры экономического подъема 1913 года не случайно совпадают с расцветом старообрядческой активности начала XX века и являют собой редкий пример состоявшейся исторической альтернативы».

По мнению митрополита, «нынешние обстоятельства имеют большое сходство с ситуацией, которая сложилась в России в начале прошлого века».

Сходство действительно просматривается. Митрополит Андриан – член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. В прошлом году он совершил длительную поездку по стране, повсюду удостаиваясь чести быть принятым первыми лицами. Незадолго до юбилея Рогожскую слободу посетил столичный мэр, дабы обсудить концепцию возрождения архитектурного ансамбля, возвращение в пользование РПСЦ территории и сохранившихся памятников.

Обо всем этом старообрядцы еще лет пять назад могли только мечтать. Их наконец-то заметили! С ними, как и с Патриархией, стали считаться! Но, перечитывая строки столетней давности, мы ясно видим, что «воз и ныне там», и проблемы, стоящие сегодня перед старообрядцами, равно как и перед упомянутыми в указе мусульманами, буддистами и «сектантами» – те же. Потому что в России только на гербовой бумаге все конфессии равны, а в реальности одна – всегда и всюду «равнее». И как в 1905-м, она претендует в 2005-м на роль «государевой церкви»...

Вероятно, именно поэтому юбилей, который мог стать общегосударственным праздником, прошел в тесной ограде Рогожского поселка. Присутствие на литургии полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе г-на Полтавченко да телефонный разговор митрополита с Александром Солженицыным, который посетовал на нездоровье, помешавшее приехать на праздник, – вот, кажется, и все знаки внимания к незаурядному событию извне.

"