Posted 15 апреля 2010,, 20:00

Published 15 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:05

Updated 8 марта, 07:05

Их последние секунды

15 апреля 2010, 20:00
В четверг генеральный прокурор Польши Анджей Шеремет подтвердил, что третий и последний «черный ящик» с разбившегося под Смоленском президентского самолета Ту-154М уже находится в Варшаве. По его словам, расшифрованные данные бортового самописца говорят о том, что «за несколько секунд до столкновения с землей летчики
Сюжет
Авиация

В свою очередь главный военный прокурор Кшиштоф Парульский, находящийся на месте трагедии, в интервью польскому радио заметил, что «о неизбежности аварии экипаж знал примерно за 3–5 секунд до столкновения с землей, о чем ясно свидетельствуют записи из третьего бортового самописца». «Последние фрагменты записи просто драматические», – подчеркнул Парульский. И добавил: «Правда, еще неизвестно, знали ли о неминуемой аварии пассажиры».

Тем временем в Польше, по мере приближения дня похорон, которые состоятся в ближайшее воскресенье, все громче разгорается спор по поводу объявленного погребения президента и его супруги в пантеоне выдающихся деятелей Польши в краковском королевском дворце Вавель. Предполагается, что прах первой пары страны упокоится в одном скрипте с останками Юзефа Пилсудского. В среду в газете «Выборча» было опубликовано открытое письмо противника такого решения – кинорежиссера Анджея Вайды. «Президент был скромным человеком и, без сомнения, настоящим патриотом, – пишет Вайда. – Но его правление ничем особым во благо польского государства не отмечено. Единственное, что приходит на ум, это строительство Музея варшавского восстания, да и то случилось в бытность Леха Качиньского мэром Варшавы, а этого слишком мало, чтобы быть упокоенным в пантеоне выдающихся поляков», – заключает Вайда. И предостерегает, что такое «скоропалительное и необдуманное» решение руководства Польши и епископата может поделить общество на два враждующих лагеря.

Своим мнением о выборе места упокоения погибшего президента поделились с «НИ» польские историки. Так, профессор истории Ягеллонского университета в Кракове Анджей Романовский сказал, что «это солидарное решение светской и церковных властей» повергло его в шок. «Я категорически против. Вавель – место захоронения польских королей и принесших Польше славу соотечественников с мировым именем. Не лежат там останки ни одного из президентов, в том числе ни Нарутовича, ни Мостицкого (главы государства соответственно в 1922 и 1926 – 1939 годах. – «НИ»), немало сделавших для Польши». А вот доктор исторических наук Варшавского университета Павел Скибиньский в разговоре с «НИ» придерживался диаметрально противоположной точки зрения: «Погибший президент Лех Качиньский совершил все, чтобы правду о катынском расстреле польской элиты 70 лет назад, наконец, узнал весь мир. И он заплатил за это собственной жизнью. Поэтому я убежден, что его прах, как национального героя, должен находиться в вавельской усыпальнице». А вообще, по его мнению, прискорбно, что полякам приходится спорить на эту тему.

"