Posted 15 апреля 2007,, 20:00

Published 15 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:40

Updated 8 марта, 08:40

Освобождение от чащи

15 апреля 2007, 20:00
Окрестности Царицынского парка – место для Москвы уникальное. Если зайти в парк не через парадный вход, а со стороны метро «Орехово», попадаешь в настоящую дремучую чащу. Такого густого непролазного леса не увидишь, пожалуй, нигде в городе – ни в Измайлове, ни в Сокольниках, ни в Серебряном Бору. Этих мест побаиваются,

Понятно, что воссоздание парка «Царицыно» в качестве «русского Версаля» не совсем увязывается с окружением из непролазного кустарника и переплетенных деревьев. Не секрет, что восстановление императорской резиденции Царицыно занимает особое место среди мероприятий по реконструкции исторических построек города. Реконструкция проводится третий год в ходе реализации комплексной городской программы перспективного развития Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно».

Так уж сложилось, что в общей сложности строительство усадьбы «Царицыно» идет уже без малого 250 лет – это долго даже по российским меркам. Идея построить под Москвой императорскую загородную резиденцию под стать знаменитому Петергофу пришла императрице Екатерине II еще в шестидесятых годах XVIII века. Первоначальный проект был разработан Василием Баженовым, но он чем-то не приглянулся своенравной императрице. Дворец достраивал уже другой зодчий Матвей Казаков. Он проектировал и Большой дворец и дворцы поменьше – для наследника Павла и отдельно для его сыновей – Александра, Константина и Николая. И этот дворец не был достроен. Спустя столетие по указанию одного их городских генерал-губернаторов над недостроенным дворцом была сооружена кровля. После этого строительство замерло еще на столетие.

В советское время кому-то из городских руководителей показалась интересной идея восстановить дворец к двухсотлетию начала строительства. Группой квалифицированных специалистов под руководством известного архитектора – реставратора В.Я. Либсона был даже разработан тогда проект возрождаемого дворца. На заброшенной территории была организована расчистка мусора с привлечением тысяч сотрудников предприятий района в рамках очередного субботника. Но дальше дело не пошло – проект «съел» все деньги.

В последние годы время «ускорило свой ход» практически для всех исторических объектов на городской карте. Пришло время вспомнить и о «Царицыно». В 2004 году сразу после принятия принципиального решения о реконструкции объекта на всей территории ансамбля площадью 500 гектаров развернулись масштабные работы. Реставраторы, строители, ландшафтные дизайнеры не покладая рук усердствовали на протяжении двух лет на территории паркового комплекса. В отдельные дни здесь работали одновременно до 700 мастеров различных строительных специальностей. Согласно планам авторов проекта экспозиционные площади музея- заповедника предстоит увеличить с 900 до 20 тыс. кв. м. Первый этап реконструкции был завершен в 2006 году. Согласно ранее намеченным планам удалось завершить реставрацию и ввести в музейную эксплуатацию Хлебный дом (10231,0 кв. м) с подземным пространством (6227,0 кв. м) и входным павильоном (200,0 кв. м), а также галереей-оградой с воротами между Хлебным домом и Большим дворцом (171,0 кв. м).

Естественно, затронула реконструкция и парк. Ведь пейзажный парк и лес – две разные вещи. В парке не должно быть ни непролазного кустарника, ни сплетенных перекореженных деревьев, без которых немыслим лес. Тут поневоле приходится выбирать. В ходе реконструкции музея-заповедника «Царицыно» столичные озеленители планируют посадить более 270 деревьев и почти 1400 различных кустарников, а также разбить огромные газоны и цветники. По окончании реконструкции «Царицино» не уступит по красоте Петергофу и Стрельне. Но, разумеется, для того чтобы посадить новые деревья, приходится вырубать и немало старых. Именно это известие вызвало протест группы недовольных граждан из движения «Царицыно для всех», пустивших слух о превращении леса в своего рода «лысую гору».

На самом деле речь идет лишь о прочистке «чащи», никак не соответствующей статусу пейзажного парка. Это в первую очередь сухостой, старые или больные деревья. Чтобы отдыхающим не продираться сквозь чащу, а гулять именно в парке, в целях санитарно-косметических убирают еще и подлесок. Для придания «Царицыно» прежнего исторического лица на отдельных участках пейзажного парка начаты работы по санитарной вырубке и расчистке от самосевных насаждений. Санитарная вырубка в парках и садах – пейзажных, регулярных, классических, природных и т.д. – не является мерой чрезвычайной. Это обязательные сезонные, ежегодные работы, которые в парке «Царицыно» не проводились более ста лет. При этом все окрестные деревья забраны в деревянные короба. А особо ценные экземпляры, растущие в глубине массива, даже заклеймили инвентарными номерами – чтобы ни один топор на них не замахнулся. За этим специально следит местная милиция, которую снабдили специальными квадрациклами

Вновь обретенные дорожки сейчас засыпаны апрельским снегом, но работа по их облагораживанию все равно идет. Недавно здесь побывал префект ЮАО Петр Бирюков. Ответил он и на претензии «протестной группы»: «Проводимая работа полностью соответствует историческому проекту парка. Екатерина II задумывала его как парк, с чистым, красивым лесом, мы ему и возвращаем первозданное состояние. Это касается и дорожек, которые будут теперь в том виде, в котором они были 200 с лишним лет назад».

К сентябрю, когда будет открыт и Большой дворец, предстоит сделать еще немало. Надо, в частности, выполнить основные работы по реставрации и комплексному благоустройству центральной части исторического парка, прилегающей к дворцовой зоне на площади в 59 га. Кроме того, нужно ввести в эксплуатацию Оранжерейный комплекс, проведя благоустройство прилегающего участка территории (12 га), полностью осуществить экологическую реабилитацию Нижнего Царицынского и Борисовского прудов с комплексным благоустройством береговой полосы, завершить вывод сторонних организаций с территории музея-заповедника сторонних организаций и демонтировать так называемые ненужные диссонирующие строения.

В этом году в «Царицыно» восстановят 32 исторических объекта, задуманных еще Баженовым и Казаковым. А по их проекту дворцовый комплекс должен быть виден со всех сторон. Достижению этой цели как раз и подчинены нынешние парковые работы, благодаря которым парк будет соответствовать высокому императорскому стандарту: «окрестность русского Версаля».

"