Posted 16 марта 2020,, 15:06

Published 16 марта 2020,, 15:06

Modified 7 марта, 14:53

Updated 7 марта, 14:53

Дистанционное обучение: ближе к знаниям или дальше от них?

Дистанционное обучение: ближе к знаниям или дальше от них?

16 марта 2020, 15:06
Сегодня многие московские школы опустели. Вступил в силу приказ мэра Москвы о мерах против распространения коронавируса: в школах пока вводится свободное посещение, родители учеников могут сами решать, отправлять детей учиться или оставить дома. А с 21 марта общеобразовательные школы Москвы будут закрыты.

Ирина Мишина

Вместе с детьми сегодня дома остались и многие родители. Свободное посещение школы – это не свобода от уроков. Большинство учебных заведений перешли на дистанционное обучение. Это не так просто, как кажется. Ученик младшей школы, например, не всегда может сам разобраться в тонкостях обучающих интернет-технологий.

Все школы выбрали свои способы удаленного обучения. Кто-то – старый добрый Скайп, кто-то просто присылает детям задания, надеясь на самостоятельное усвоение школьниками материала. В школе, где учится мой ребенок, поступили иначе: создали google-классы, войти в которые можно по определенным паролям. Поэтому подготовка к 1-му уроку в понедельник началась в воскресенье вечером. Сначала систему осваивали родители. На это ушел весь вечер выходного. К 22-м часам система у большинства работала. Это была видеоконференция, которая предполагает общение учителя с учениками и демонстрацию наглядных пособий. Во время урока у учеников звук отключен, чтобы не было шума и было слышно только учителя. Когда нужно, преподаватель вызывают определенного ученика. Тот нажимает на клавишу «пробел» и отвечает. Вообще, со стороны модель идеальная: все слышат объяснения, никто никому не мешает, никто никого не перебивает. Те учителя, которые просто выкладывали задания в Google-классе, явно не соизмерили объем материала с возможностями учеников. В результате, дети не прислали после урока выполненные задания : просто не успели. Прямое общение оказалось эффективнее.

Конечно, ребята освоили систему не сразу, но у большинства с помощью родителей все получилось. Все было бы идеально, если бы не одно «но» : шумный ремонт соседей за стеной. Чтобы его остановить, пришлось вести долгие дипломатические беседы. (У хозяина квартиры был веский аргумент: «Рабочем заплачено»). Думаю, у многих дома возникают отвлекающие моменты, причем самые неожиданные. У нас , например, в разгар урока к компьютеру прыгнула кошка, которая никак не хотела покидать свое любимое место на столе.

В целом, уход детей на дистанционное обучение в условиях угрозы эпидемии – мера правильная. В конце концов иммунитет у всех разный, а к концу года он у многих слабеет. К тому же дома удобнее готовиться в годовым экзаменам и проверочным работам: не надо тратить время на дорогу, больше свободы. И учебный процесс вроде бы налажен. По крайней мере, это можно сделать при желании и при наличии специалистов в школе.

Но вопросы все равно остаются. Во-первых, не все родители в состоянии бросить работу и помогать ребенку в дистанционном обучении или просто проследить за своим «чадом» дома. Что может произойти с младшим школьником, ребенком 7-11 лет, если он остался один, предсказать сложно. Поэтому дистанционное обучение предполагает все же присутствие дома взрослых. Другой момент – это количество учеников в классе. Если их 15-16, максимум 20 человек, то все нормально. Общение с 35-ю учениками во время видеоконференции проблематично: учитель не сможет проконтролировать активность всех на уроке.

Есть и более серьезные проблемы. Если ребенок, выбравший дистанционное обучение, остался дома один, наедине с компьютером, который таит в себе множество соблазнов, есть риск, что он использует Интернет не только для учебы. «Бродилки» по соцсетям и разным сомнительным сайтам могут привести к печальным результатам. Ребенок вполне может наткнуться, например, на педофила. Как известно, они заводят знакомство с детьми чаще всего в соцсетях – факт общеизвестный. Встает и вопрос с питанием: сможет ли ребенок, который остался один дома, сам разогреть себе обед, справиться, например, с газовой плитой, правильно организовать свое свободное время.

« В дистанционном обучении много плюсов. Во-первых, оно индивидуально и позволяет учиться в том ритме, который ребенку удобен. Но успех тут возможен только при условии навыка ребенка учиться самостоятельно. Это хорошо для мотивированных детей, которые умеют планировать свой график. Либо нужен алгоритм, который выработают для него учителя и родители. В любом случае желательно, чтобы рядом находились взрослые. На самом деле, для учащегося это сложная психологическая перестройка: вроде бы ты дома, что располагает к некой расслабленности, но с другой стороны – ты учишься. Не все могут так быстро перестроиться. Для многих детей это проблема. Есть риск, что ребенок отвлечется. Если же ученик, особенно в начальной школе, предоставлен сам себе и его никто не контролирует, то он может серьезно отстать. На мой взгляд, дистанционное обучение предполагает наличие дома кого-то из взрослых», - заявила "НИ" сопредседатель межрегионального профсоюза «Учитель» Марина Балуева.

Вирус – это безусловно угроза. И перевод детей, особенно младшей школы, на дистанционное обучение во многом оправдан. Но если нам предложили «дистанционку», и школа, и родители должны отдавать себе отчет во всех рисках и по возможности их предупреждать.

"