Posted 15 марта 2004,, 21:00

Published 15 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

«Трансвааль» был обречен?

15 марта 2004, 21:00
Официальное расследование обстоятельств трагедии в «Трансвааль парке» ведет прокуратура столицы. Никаких версий ее работники не озвучивают и сроков окончания своей работы не называют. Комиссия, созданная правительством Москвы, намерена опубликовать свое заключение в субботу. Но уже сегодня специалисты, к которым мы обр

«Такие катастрофы не происходят из-за одного, пусть даже серьезного, просчета, – убежден заведующий кафедрой испытания сооружений МГСУ, профессор Юрий Кунин. – Речь идет о совокупности факторов». Г-н Кунин с ходу назвал десяток ошибок, которые способны были привести к обрушению крыши аквапарка.

Не вдаваясь в детали, можно утверждать, что «Трансвааль» был обречен. Первое, с чего начинается любое строительство, – инженерно-геологические изыскания. В Москве из-за большого количества подземных коммуникаций, то и дело выходящих из строя, гидрогеологический режим постоянно меняется, а с ним и свойства грунта. Проектировщики часто пользуются устаревшими данными либо экономят на качестве изысканий. Цена за такую небрежность может оказаться чудовищной.

Не исключает профессор Кунин и того, что к трагедии могли привести ошибки на стадии рабочего проектирования: «Наши СНиПы не предусматривают обязательного испытания несущих конструкций, но как можно быть уверенным в их надежности без проверки?» Создатель Останкинской телебашни Николай Никитин «продувал» ее уменьшенную копию в аэродинамической трубе, дабы быть уверенным в ее надежности. Современные же архитекторы, перед которыми стоит жесткая задача экономии средств, отказываются от дополнительных проверок своих детищ «на прочность».

По мнению заведующего кафедрой строительной механики Московского архитектурного института, профессора Владимира Смирнова, причина катастрофы – в неправильно выбранном материале. «Аквапарк имел растянутый жесткий контур сложной геометрии. Из железобетона такие вещи делать нельзя, поскольку четкого представления о дальнейшем «поведении» большепролетных конструкций из этого материала нет». Во всем мире сложные архитектурные формы ваяют из металла. Он по сравнению с железобетоном более пластичен, легок, допускает значительные деформации, прогибы, менее подвержен разрушению. Из числа прочих возможных факторов разрушения здания профессор Смирнов исключил дефекты фундамента и неправильную эксплуатацию. Какими бы ни оказались действительные причины катастрофы, очевидно, что система контроля «нетиповых» объектов в Москве далека от совершенства. Городские власти распорядились экстренно перепроверить, как эксплуатируется, проектируется и строится ряд объектов. В список попали конькобежный центр в Крылатском, спортивный центр Вячеслава Третьяка, административный комплекс на Краснопресненской набережной, жилой комплекс «Алые паруса», Международный дом музыки, стадионы «Лужники» и «Локомотив», гостиница «Интурист» на Тверской...

Увы, никто не может дать гарантий, что, прежде чем прокуратура сообщит об итогах расследования, какое-то из перечисленных зданий не будет закрыто на капитальный ремонт ввиду угрозы для жизней посетителей.

"