Posted 16 февраля 2017,, 18:17

Published 16 февраля 2017,, 18:17

Modified 8 марта, 02:33

Updated 8 марта, 02:33

Второй раз не повезло

Второй раз не повезло

16 февраля 2017, 18:17
Четвертый день операции по поискам потерпевшего крушение вертолета «Робинзон» с пассажирами на борту особых новостей не принес. В распоряжении следствия по-прежнему только чехлы от лопастей и двигателя вертолета, а так же фрагменты кресла.

Обнаруженные чехлы доставлены в аэропорт Карасук. Спасатели назвали чудом то, что удалось найти тело пассажирки. Оно сильно повреждено - видимо, незадолго до падения воздушного судна женщина избавилась от ремней безопасности, пытаясь выпрыгнуть из машины. Женщина было в пуховике, он намок и сработал как спасательный жилет. Тело прибило к берегу в нескольких километрах южнее кордона «Кокши» и выбросило на камни. Пока не сообщается, какая из двух женщин, находившихся на борту, найдена. По некоторым данным, это Елена Ракитская, жена летчика.

Напомним предысторию трагедии, случившейся поздним вечером 12 февраля. Незадолго до этого пилот вертолета Robinson 66 заправил полный бак в поселке Иогач (Республика Алтай), после чего взял курс на кордон Кокши. Расположенный здесь природный биосферный заповедник и Телецкое озеро привлекательны для туристов, но труднодоступны, добраться можно только по воздуху. В это время года никаких туристических рейсов быть не могло. Подняться в воздух при сложных погодных условиях и игнорируя официальные запреты, мог только какой-нибудь бесшабашный человек. В «Робинзоне» таких набралось аж пятеро, среди них - алтайский бизнесмен Анатолий Банных, 8 лет назад (9 января 2009 г.) уже попадавший в воздушную передрягу в этих местах. Тогда при охоте на архаров (горных баранов, занесенных в Красную книгу), разбился самолет с высокопоставленными московскими гостями, погибли 7 человек, в том числе представитель президента в Госдуме Александр Косопкин, четверо выжили. Анатолий Банных, бывший в то время зампредом правительства Алтай и представителем республики в Москве, не получил ни царапины. Та катастрофа и связанное с ней уголовное преследование (в итоге завершившее ничем), казалось, навсегда отучили Банных играть с судьбой. Но, похоже, его опять потянуло показать красоты Алтая москвичам. Собственно, только он, имеющий бизнес на Алтае, и мог считаться местным, остальные – шеф- пилот Дмитрий Ракитский, его жена – Елена Ракитская, парашютист и бейсджампер Глеб Воеводин и зам.генерального директора крупнейшего в Европе многофункционального вертолетного комплекса HeliClub Мария Козинцева – были приезжими.

Маршрут их туристического полета днем 12 февраля пока точно не установлен. Известно лишь, что в шесть вечера вертолет произвел дозаправку в селе Иогач и вылетел на кордон Кокши. Там пассажиры, по словам инспектора биосферного заповедника Сергея Усика, попили чаю, отдохнули и решили продолжить экскурсию. Усику запомнилось, что парашютист хотел сфотографировать в ночи Телецкое озеро, рассказывал, что уже выложил на своей странице в интернете виды Кокши и они набрали сумасшедшее количество лайков. Озеро обещало еще больший успех. Анатолий Банных, по свидетельству инспектора, лететь не хотел – испортилась погода, дул сильный боковой ветер, Телецкое озеро штормило, но на продолжении экскурсии настаивала женщина. По всей видимости, это была Козинцева, начальница в этой компании. Между 20.00 и 21.00 местного времени вертолет поднялся в воздух и практически сразу, штопором вошел в Телецкое озеро в 500 метрах от берега.

Мыс Кокша

«Алтапресс» приводит свидетельство государственного инспектора Сергея Усика, которое он дал следствию по горячим следам: «В этот момент я находился на кордоне на середине озера, борт сделал оборот вокруг кордона и на высоте метров около 200, расстояние от берега было порядка 1 километра, резко потерял высоту и упал. Я наблюдал это только по его бортовым огням. Погода была очень сложная: сильный ветер и снег, видимость плохая».

Приобщено к делу и свидетельство Руслана Репкина, опубликованное в Facebook сразу после трагедии: «После взлета с мыса Кокши вертолет упал с 200 метров в озеро. От берега 300 метров примерно. У нас здесь сегодня снегопад и мороз 20 градусов минус. Они в сумерках взлетали. Да и вообще, последние три дня мотались часто. Сегодня только ругнулся, что снег идет, вечереет и вертушка идет. Я в окно выглянул, не видать ни зги. Ещё подумал — не боятся же».

На помощь к месту происшествия очевидцы не смогли подплыть на катере — была сильная волна.

Разгулявшаяся погода по сей день не дает спасателям развернуться. Хотя такого скопления людей и техники кордон Кокши еще не видел. Только от МЧС в поисках задействовано 145 человек и 27 единиц техники, непосредственно в поисково-спасательных работах участвовует 83 человека, 25 механизмов, 4 вертолета, 5 плавсредств. На помощь горноалтайцам прибыли также 4 вертолета МИ-8 со спасателями из Иркутска, Хакасии, Барнаула, а также катер на воздушной подушке от Бердского поисково-спасательного отряда.

Аппарат FALCON

Дело осложняется тем, что в месте предположительного падения вертолета, глубина доходит до 300 метров, водолазы не могут уходить так глубоко. Из Иркутска доставили подводный аппарат FALCON, единственный в России и хорошо показавший себя на глубинах Байкала. Уже в первые часы работы он обнаружил и зафиксировал несколько обломков вертолета.

Западно-Сибирское СУ на транспорте СК России возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ «нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». В транспортной прокуратуре начали проверку собственника упавшего в Телецкое озеро вертолета Robinson 66. Потерпевшее крушение воздушное судно принадлежит некоммерческому партнерству «Алтай Авиа». Также проверяется другой субъект с похожим названием: ООО «Алтай Авиа», которому принадлежит посадочная площадка «Карасук», где базировался вертолет. Вполне возможно, что из-за труднодоступности места и погодных условий вертолет поднимут со дна озера вместе с пассажирами в летний сезон. На данный момент рассматривают три основные версии крушения: неисправность воздушного судна, ошибка пилотирования и неблагоприятные погодные условия.

Андрей Бурлаков, руководитель поисковой группировки первый заместитель начальника ГУ МЧС России по Республике Алтай заявил агентству Алтапресс, что эксперты, расследующие крушение вертолета Robinson R-66 в Телецкое озеро, намерены изучить материалы другой авиакатастрофы. Тогда, во время полярной экспедиции «По следам «Двух капитанов», неподалеку от острова Белый в Ямало-Ненецком автономном округе разбился один из трех вертолетов, принимавших участие в полете. При этом, пропавший без вести на Алтае Дмитрий Ракитский также участвовал в том перелете. «Когда следователи начали изучать инцидент, то выплыла целая куча недочетов и нарушений, несмотря на все предыдущие рекорды пилотов и вроде бы имевшийся опыт», — рассказал агентству еще один источник.

Пользователи соцсетей обратили внимание на видео 2014 года, на котором пилот Дмитрий Ракитский летает над Телецким озером. На кадрах есть и кордон Кокши, над которым 12 февраля 2017 года рухнул вертолет. Видео сделано в феврале 2014 года (опубликовано на YouTube в мае 2014). На 20-й секунде в кадре появляется Дмитрий Ракитский — в красной куртке и пятнистых штанах. Он сидит за штурвалом одного из двух вертолетов, с которых ведется съемка.

В соцсетях вспоминают и самого «авантюрного человека и бизнесмена Алтая», Анатолия Банных, говорившего о себе, что он «родился в рубашке». В катастрофу 2009 года, когда не без его участия погибли 7 человек, а он остался жив, легенда о «рубашке» казалась правдой. В 2017-ом, когда он снова испытал судьбу, «рубашка» не сработала…

"