Рус
Eng
Время отрезвления

Время отрезвления

16 февраля 2016, 00:00
Общество
Алексей Голяков
Международная маркетинговая компания Nielsen обнародовала данные своего исследования, согласно которому в 2015 году россияне употребили спиртных напитков на 5,3% меньше, чем в 2014 году. Специалисты объясняют это девальвацией рубля и падением уровня жизни населения, вынужденного экономить в том числе и на спиртном. Впр

Как показало исследование, наибольший спад за год наблюдается в торговле импортными джином и текилой – тут зафиксировано сокращение более чем на пятую часть от общего объема продаж. Любопытно, что уменьшение спроса не затронуло рома: его в 2015 году покупали даже на 0,3% больше, чем за год до этого.

В целом же спад продаж спиртного зафиксирован не только по количеству декалитров, но и по финансовым объемам. Посетители винно-водочных отделов магазинов израсходовали на 1,5% меньше денег на горячительное, чем в 2014-м. При этом, приходят к выводу авторы исследования, россияне отдают предпочтение алкоголю «родного розлива». Так что в данной отрасли импортозамещение вполне действует: падающий курс рубля на глазах превращает импортные напитки в предметы роскоши.

Исследование Nielsen во многом подтверждается и данными Росстата, которые свидетельствуют о тенденции на некоторое отрезвление населения. Если в 2014 году на душу населения приходилось 13,5 литра спирта, то в 2015 году данный показатель снизился сразу на 2 литра. В определенной степени, по мнению аналитиков, этому способствовал введенный запрет на торговлю алкоголем в ночное время суток.

По номенклатуре алкоголя Росстат выдал следующие цифры: водки в прошлом году купили на 4,9% меньше, чем в 2014-м; бренди – на 6,2%, коньяка – на 7,8%; виски – на 13,8%; джина и текилы – на 20,3%. Показательно, что аналитики Nielsen также обращают внимание на снижение продаж горячо любимой в массах водки – по их данным, годовой спад «беленькой» составил 6%.

Но и торговля отечественными марками коньяка и бренди также снижается: на 8% в 2014-м и на 5% в – 2015-м. Такие данные приводит аналитик «Nielsen Россия» Сергей Новгородов.

«Кризис и девальвация рубля стали основными причинами увеличения спроса на куда более доступную в цене продукцию российского производства, в том числе и алкогольные напитки, – полагает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. – Спад же потребления алкоголя связан прежде всего с тем, что это не продукт первой необходимости, поэтому в условиях вынужденной экономии семейного и личного бюджетов он все чаще выпадает из обязательного набора продуктов».

Также, по мнению эксперта, на объемы потребления влияет и распространение европейских стереотипов жизни среди молодой, активной части общества, когда россияне, бывая в цивилизованных странах, перенимают опыт перехода с крепких напитков на сухие вина. «А их ассортимент неплохо представлен именно отечественными производителями», – замечает эксперт.

А вот легендарный кинорежиссер Георгий Данелия в разговоре с «НИ» усомнился в достоверности данных как компании Nielsen, так и Росстата, потому что, по его мнению, «Россия как пила, так и пьет». «Другое дело: что пить. Ведь совсем небольшая часть, где-то один процент от населения, пила джин. Я думаю, и сейчас эти люди вряд ли отказались от своих привычек. Понятно, что прикладывалась к «вискарю» в основном интеллигенция либо люди состоятельные. Мои друзья, начиная с 60-х годов, почти все пили виски. А кто не мог раньше позволить себе эти напитки, тот и теперь не может – тем более в кризис», – сказал «НИ» режиссер Данелия.

Данные же официальной статистики он предложил дополнить динамикой употребления в РФ самогона. «А он по-прежнему в моде, – делится наблюдениями народный артист СССР. – Так же, как дешевая водка и портвейн, который в советское время употребляли намного больше».

«Хотя лично я уже тридцать лет не пью ни капли и другим не советую», – добавил собеседник «НИ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter