Posted 15 февраля 2006,, 21:00

Published 15 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:19

Updated 8 марта, 09:19

Поработать «химиком»

Поработать «химиком»

15 февраля 2006, 21:00
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, отбывающий наказание в Краснокаменске, подал заявление на имя начальника колонии с просьбой разрешить ему заниматься научной деятельностью. Адвокаты опального олигарха убеждены, что, направляя их подопечного шить перчатки, администрация колонии мешает ему реализовать свое законное п

Главной преградой, мешающей Ходорковскому в его стремлении заниматься наукой, стала администрация колонии Краснокаменска, в которой он отбывает срок. Напомним, что опальный олигарх намеревался посвятить себя научной деятельности с самого начала своего пребывания в заключении. Однако вместо этого его направили в швейный цех, который к тому же практически не работает, так как не имеет заказов.

Но все равно руководство колонии обязало Ходорковского пройти аттестацию на получение специальности швеи-мотористки третьей категории. Известно, что экзамен должен был состояться еще две недели назад, 1 февраля, однако бизнесмен на нем провалился и так и не сдал его до сих пор. Однако Федеральная служба исполнения наказаний распространила информацию о том, что экзамена вовсе не было. Однако не факт, что эти сведения являются правдой. Стоит напомнить, что представители ФСИН недавно заявили о том, что больше не собираются предоставлять журналистам какие-либо данные о заключенном.

«Сдал Ходорковский экзамен на швею или нет, не имеет никакого значения, – заявил «Новым Известиям» адвокат экс-главы ЮКОСа Юрий Шмидт. – Администрация колонии все равно попытается обязать его заниматься мартышкиным трудом. Использовать Ходорковского в шитье перчаток – все равно что микроскопом забивать гвозди. Всего 17% рабочих этого швейного цеха заняты платной работой, остальные – маются дурью. Его усадили за машинку лишь потому, что сверху было дано указание не предоставлять ему возможности заниматься интеллектуальным трудом».

Более того, по словам Юрия Шмидта, Ходорковскому в последнее время вообще не поступало заказов на перчатки, из-за чего человек с двумя высшими образованиями вынужден заниматься тем, что сшивает какие-то тряпки, которые потом распарывают. После этого он сшивает их снова.

А ведь у каждого заключенного есть законное право самому выбирать род занятий в колонии. Это право дает статья 103-я Уголовно-исполнительного кодекса. Согласно этой статье, каждый осужденный обязан трудиться в местах, определяемых администрацией, которая, в свою очередь, обязана привлекать осужденных к общественно-полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и специальности. Кроме того, Уголовно-исполнительный кодекс предоставляет осужденным право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

По сведениям читинского адвоката Михаила Ходорковского Натальи Тереховой, в колонии, где отбывает срок ее подзащитный, есть училище, в котором теоретически он мог бы преподавать химию или математику. Однако такой возможности у него не будет точно, поскольку эту работу там выполняют только вольнонаемные педагоги. Именно поэтому экс-олигарх и остановился на научной деятельности. И, как сообщили адвокаты, уже заключен контракт с научно-популярным журналом «Химия и жизнь».

Как сказала «НИ» главный редактор издания Любовь Стрельникова, пока никакого письменного соглашения нет, есть только устные пожелания заключенного о сотрудничестве, которые ей передали адвокаты. Но даже если Ходорковский будет писать статьи, выходить они будут под псевдонимом. «Бизнесмена в его теперешнем положении это устроило бы вполне», – отметила Любовь Стрельникова. На повышенные гонорары самому знаменитому узнику рассчитывать также не приходится. «Суммы выплат у нас ничтожно малы», – добавила она.

"