Posted 15 февраля 2004,, 21:00

Published 15 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

«С какой стороны у него шрам?» / Недавно «Трансвааль парк» сменил владельца / «Крыша осыпалась каскадом»

15 февраля 2004, 21:00
«С какой стороны у него шрам?» / Недавно «Трансвааль парк» сменил владельца / «Крыша осыпалась каскадом»

«С какой стороны у него шрам?»
АННА КАЛАБИНА

Вчера в Первом морге на улице Цурюпы в Москве началось опознание погибших в «Трансвааль парке». Сюда приехали те, кто не нашел своих родных и друзей в московских больницах. С девяти утра до девяти вечера люди шли к дежурившим здесь следователям. Кто-то выходил от них с надеждой. Кто-то – потеряв ее. На момент подписания номера было опознано 20 тел погибших.



Процедура опознания проходила в пристройке к главному зданию Института морфологии человека. В небольшом коридорчике вдоль стен стоят родственники погибших. Каждый ждет своей очереди. Женщины плачут и вопросительно смотрят на снующих туда-сюда сотрудников милиции. Те, переговариваясь о чем-то своем, спешно проходят мимо. Воздух заполнен удушливым запахом нашатырного спирта – дышать очень тяжело, хотя и холодно. Когда кто-нибудь открывает дверь на улицу, всех окатывает ледяная воздушная волна. Люди на несколько минут приходят в себя, осматриваются, закрывают дверь и занимают прежние места.

Время от времени появляется женщина-психолог. Она внимательно смотрит на присутствующих, подходит к родственникам погибших, уводит их в одну из узких дверей и там долго с ними разговаривает. Вышедшие из кабинета, где проходит опознание, люди бессильно валятся на скамейки вдоль стен, плачут и обнимают друг друга. Постоянно слышно: «Как же так…не может быть такого!»

Среди людей, терпеливо ожидающих своей очереди в коридоре, на черной дерматиновой кушетке уже несколько часов сидят четверо пожилых людей. Это родители молодой семейной пары, отправившейся в аквапарк со своей маленькой дочкой праздновать День всех влюбленных. Девочка сейчас в реанимации, у нее сотрясение мозга и перелом ключицы. Она еще не пришла в себя, и не знает, что ее родители погибли под обломками кровли. Маму уже опознали, а отца никак не могут найти.

К старикам постоянно подходят судмедэксперты: «Скажите поточнее, с какой стороны у него шрам? Припомните еще какие-нибудь приметы». Пожилые люди путаются, советуются между собой и плачут. Через несколько минут один из них встает, идет на опознание, возвращается весь белый и отрицательно качает головой: «Не он…» Подходят следователи: «У нас есть еще несколько трупов, которые подходят по описанию и возрасту. Вот смотрите, этот 74-го года рождения, этот, по-моему, 75-го. Пойдемте, посмотрим еще, не так уж и много вариантов». Старики встают, как в полусне, и, опираясь на стены, движутся к выходу.



Недавно «Трансвааль парк» сменил владельца
АНДРЕЙ ПАНКОВ

По факту трагедии в столичном «Трансвааль парке» прокуратура Москвы возбудила уголовное дело по ч.2 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»). Пока неизвестно, кто и в какой мере будет отвечать за произошедшее.



Следователи прокуратуры Москвы уже начали работу на месте трагедии. В качестве основной рабочей версии произошедшего в аквапарке сейчас рассматривается техногенная катастрофа: крыша могла рухнуть из-за ошибок при строительстве, неверных изначальных расчетов или неправильной эксплуатации объекта. Версия теракта была отвергнута в первые минуты после трагедии руководством города и представителями силовых структур.

В помощь следствию вызваны строительные эксперты. Они взяли пробы бетона, щебня, цемента, металла и несущих конструкций и отправили в лабораторию для проведения технико-строительных и технологических экспертиз. Кроме того, специалисты намерены изучить всю архитектурную и техническую документацию этого объекта и проверить расчеты проектировщиков. Не исключено, что при расчетах отдельных элементов и всей конструкции в целом была заложена недостаточная прочность. Подпиравшие крышу колонны могли не выдержать веса бетонных плит (из которых и состояла крыша).

Вчера следователи прокуратуры Москвы начали допросы всех, кто может быть причастен к трагедии: руководства и персонала аквапарка, строителей, проектировщиков, поставщиков комплектующих и оборудования. «Ответы на многочисленные вопросы будут получены после проведения всех необходимых исследований и экспертиз», – заявила вчера «НИ» пресс-секретарь прокуратуры Москвы Светлана Петренко.

Однако проверить расчеты будет непросто. До последнего времени аквапарков в России не было, поэтому ГОСТов на такие объекты фактически не существует. «Из-за отсутствия нормативов некоторые части самарского аквапарка «Виктория» пришлось изготавливать там, где могут сделать нестандартные конструкции – на предприятиях «оборонки», – рассказал «НИ» один из экспертов. – А при разработке компонентов «Трансвааль парка» проектировщики ориентировались на западные ГОСТы».

В 1999 году по заказу ЗАО «ЕТС» (Европейские Технологии и Сервис) здание аквапарка в Ясеневе спроектировала столичная компания «Сергей Киселев и партнеры». За строительство аквапарка площадью в 19600 кв. м взялась турецкая компания «Кочак Иншаат Ltd». По некоторым данным, средняя стоимость аквапарка составляет от 30 до 60 млн. долларов. При поддержке Сбербанка объект был возведен всего за полтора года. В сентябре 2002 года аквапарк был сдан в эксплуатацию в качестве своеобразного подарка ко Дню города. Информация о финансовой стороне проекта «Трансвааль парк» и его окупаемости до сих пор остается закрытой. В конце ноября прошлого года один из топ-менеджеров «Трансвааль парка» сообщил агентству Reuters, что аквапарк сменил владельца. По словам представителя комплекса, бывшего владельца «Трансвааль парк» – ЗАО «ЕТС» – купило ЗАО «Терра Ойл».

Уже после завершения строительства «Трансвааль парка» в Москве компания «Кочак Иншаат Ltd» возвела самый крупный в Поволжье торгово-развлекательный центр «Мегакомплекс на Московском» аквапарком «Виктория» в Самаре. Кроме того, «Кочак Иншаат Ltd» приняла участие в проектировании и строительстве аквапарка в Ханты-Мансийске. На данный момент строители успели пробурить лишь несколько скважин для минеральных бассейнов.

Трагедия в Ясеневе может неприятно отразиться на деловой репутации всех компаний, причастных к строительству и эксплуатации «Трансвааль парка». Уже вчера оперативный штаб Госстроя принял решение о приостановке действия лицензий турецкой строительной компании «Кочак Иншаат Ltd» и ООО «Архитектурная мастерская Сергея Киселева и партнеры».



«Крыша осыпалась каскадом»
ИРИНА ВЛАСОВА

После трагедии в аквапарке часть пострадавших привезли в Первую градскую больницу. Большинство из них положили в те же палаты, что и раненых при взрыве в московском метро. Новая смена боли и отчаяния. Новая партия горя и страха. Страха за свою жизнь, за жизнь родных и любимых людей.



Снова 3-й этаж травматологического отделения. Те же номера палат. Почти все лежат с перебинтованными головами. У многих ушибы головы, черепно-мозговые травмы, переломы и порезы рук и ног. Светлана Гаврилова рассказывает, что ей невероятно повезло. Провести выходные в аквапарке она решила по просьбе четырнадцатилетнего сына Димы.

«Мой муж с Димой часто отдыхали в «Трансваале». Иногда проводили там по полдня и возвращались довольные, говорили: «Сходил, поплавал, с горки покатался – и на курорт ехать не надо». А я никогда там не была, вот и решила попробовать. Поехали втроем с моим сыном и его другом. Они ровесники. При входе нам предложили застраховаться. Я уж было согласилась, но Дима потянул меня дальше. Говорил, что времени на купание и так мало. И нас пропустили».

Когда стеклянный купол-крыша начал трескаться, Светлана находилась в самой середине огромного бассейна, а ее сын с приятелем собирались съехать с горки в противоположном конце зала.

«Я услышала оглушительный хруст над головой. Посмотрела наверх и увидела, что крыша надо мной рушится. На меня полетели осколки, куски стекла, какие-то бетонные балки. Я успела нырнуть, долго плыла под водой, а когда вынырнула, увидела, что крыши просто нет. Кругом снег. Хлынула ледяная вода. Свет, конечно, погас, и мне пришлось на ощупь искать выход. Началась страшная паника. Люди кричали, звали друзей, детей, родителей по именам. Сквозь эти страшные вопли невозможно было что-то разобрать. Я очень долго пробыла в ледяной воде. Цеплялась за какую-то балку, а она все время переворачивалась и уходила под воду. Выбраться из воды мне помог мужчина. Я залезла на камни. Рядом со мной оказалась девочка лет пяти, плачет, кричит: «Мама». Под ней – ледяная вода, а над головой висит огромная железка. Я ей кричу: «не двигайся, стой на месте». А она ревет, не слышит меня. Не знаю, что с ней стало. Я бросилась своего ребенка искать. Меня перехватили работники «Трансвааля» и потащили в горячий душ. Я иду и чувствую, что у меня ноги-руки отваливаются от холода. В душевых кабинах на полу лужи крови, много порезанных, окровавленных людей. Там мне дали чужое пальто из гардероба, какие-то шлепки».

Светлана нашла сына в милицейской машине. Они с приятелем выжили только благодаря тому, что их накрыло сверху большим куском обрушившейся кровли.

У соседки Светланы, Маши Серковой, ушиб головы и порезы ног и рук. В аквапарк она пошла с мужем и сестрой, чей приезд в Москву решили отметить в развлекательном комплексе.

«Я купалась в джакузи, а муж с сестрой решили спуститься с водяной горки, когда раздались два резких звука. Это, наверное, конструкция купола «по швам» поползла. Я не успела осознать, что происходит, когда на меня полетели железки и огромные осколки стекла. Крыша просто осыпалась каскадом, сложилась, как карточный домик. Я успела залезть в небольшую нишу в стене, но мне все равно досталось. А муж с сестрой прижались к стене. Он пытался ее прикрыть и в итоге пострадал больше нас обеих. У него порваны связки на ногах, изрезаны плечи, ушиб головы. Он сейчас тоже в больнице. Я когда выбралась оттуда, пошла к раздевалке, но одежду так и не получила, потому что все три браслетика с номерками были у мужа. Проходя по лестнице, ведущей к гардеробу, я посмотрела в стеклянный витраж, который раньше выходил прямо на бассейн и водные горки. А после того как крыша рухнула, через него был виден лес, а внизу темно, и даже через стекло слышно, как кричат из-под завалов люди. Туда было страшно смотреть».



ЗА РАЗРУШЕНИЕ ЗДАНИЙ НИКТО НЕ ОТВЕЧАЕТ

3 июня 2002 года. В Санкт-Петербурге на Двинской улице рухнул один из подъездов дома № 3, построенного в 1971 году. Погибли 4 человека. Причиной разрушения здания стали нарушения правил строительства. Виновными были признаны начальник участка, мастер и прораб, закладывавшие фундамент здания. Однако в январе 2004 года в связи с истечением срока давности возбужденное против них уголовное дело было прекращено.

10 июня 1999 года. Обрушился 15-тонный козырек на станции метро «Сенная площадь» в Санкт-Петербурге. Тогда погибли 7 человек, 15 получили ранения. Причиной трагедии специалисты назвали ветхие конструкции, ошибки при строительстве, проектировании и эксплуатации. Уголовное дело против строителей и эксплуатационников было прекращено в 2000 году в связи с истечением срока давности (станция построена в 1962 году).

10 сентября 1997 года. В Москве рухнул один из подъездов новостройки на Мичуринском проспекте. Никто не пострадал. Мэр столицы лишил лицензии трест «Жилстрой» и все заводы, которые были привлечены к строительству дома.

"