Posted 15 января 2015,, 21:00

Published 15 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:54

Updated 8 марта, 03:54

Картина маслом. Сливочным

Картина маслом. Сливочным

15 января 2015, 21:00
В декабре 2014 года по сравнению с предыдущим месяцем цены на продовольственные товары выросли в стране на 3,3%. Таковы данные Росстата. Мониторинг же «НИ», проведенный в самом конце года, показал несколько иную цифру – 8,2%, что, к слову, совпадает с прогнозом Всемирного банка. Резкий ценовой скачок полностью связан с

В предновогодние дни с запредельно высоким наплывом покупателей столкнулись не только магазины бытовой техники и электроники в Москве и Петербурге. Если телевизоры и холодильники народ спешил обрести по старым ценам, то, скажем, картофель и сахар-песок влет разбирались в продуктовых супермаркетах по ценам наисвежайшим.

Никакой товар не залеживался на полках, никакие цифры на ценниках не останавливали и не отпугивали покупателей, несмотря на очевидную свою необычность...

Давно замечено, что в России с удешевлением сырья (в том числе молока, зерна) не дешевеет конечный продукт. Причина проста: частые ценовые скачки в оптовом звене побуждают переработчиков и розницу создавать ценовой «задел на будущее». Аграрный рынок, таким образом, предельно разбалансирован и неуправляем. Отсюда и необъяснимые на первый взгляд показатели. По темпам роста цен на продовольственные товары Россия в 2014 году вчетверо обогнала ЕС. Рекордсменами стали «продукты для бедных»: хлеб и крупы, масло и жиры, овощи.

В конце года обследуемые нами магазины продемонстрировали абсолютно разные результаты. В этом смысле «Перекрестку» и SPAR, существенно поднявшим цены, противостоят «Пятерочка», Преображенский рынок и BILLA. Эта тройка в целом удержала стоимость товаров на прежнем, додекабрьском уровне.

Если же брать отдельные наименования продуктов питания, то здесь локомотивами роста, причем взрывного, явились овощи и фрукты. Странная история со свежими огурцами. В день нашего мониторинга в «Перекрестке» и в BILLA развесных огурцов вообще не оказалось – были лишь в 300-граммовых упаковках и по вопиюще немилосердным ценам. В трех других торговых точках огурцы прибавили от 40 до 72%.

Следом идет репчатый лук – его стоимость повысилась на 95,7%.

Третье место в нашем плодоовощном наборе досталось бананам, которые подорожали на 78,3%. Совсем немного отстала морковь – 76,4%.

Крайне неприятный сюрприз покупателям преподнес картофель, обладатель статуса народного, а значит, неизменно доступного продукта. Он прибавил 49,6%.

Заметными «плюсами» в ценах отличились также свежие помидоры (31,1%) и яблоки (32,7%). Обычно сохраняющие стабильную стоимость апельсины – и те выросли на 14,7%.

В принципе именно на декабрь традиционно приходится пик взлета цен на плодоовощную продукцию, как отечественную, так и зарубежную. Если говорить про тропические фрукты, которые в России не выращиваются, – бананы, киви и прочие, – то здесь тоже работает сезонный фактор. Цены на них обычно снижаются в конце лета – начале осени и взлетают перед Новым годом. Однако минувший, 2014 год внес свои, не виданные прежде коррективы в ценовую политику.

Речь не только о картофеле и яблоках. Так, издревле слывущий бюджетным «Российский сыр» окончательно перестал быть таковым. Из «народной» категории выпал и сахар-песок. Похоже, та же участь в 2015 году ожидает хлебный батон «Нарезной».

Что касается ценовых «минусов», то тут в наших «подведомственных» торговых точках бросается в глаза резкое удешевление макаронных изделий (32,1%), растительного масла (27%) и колбасы «Докторская» (24,6%). Есть повод для оптимизма: на волне экономического кризиса продукты способны, оказывается, не только дорожать.

Однако в целом картина более чем безрадостная. Из участников нашего мониторинга самые мрачные краски в нее внесли супермаркеты «Перекресток» и SPAR, поднявшие свой итоговый ценник соответственно на 18,6 и 20,4%. Они и стали бесспорными лидерами антирейтинга «НИ».

Продолжение нашего мониторинга последует уже совсем скоро – в конце января. Эти измерения, очевидно, и дадут окончательный ответ на вопрос – что наступивший год готовит нам, потребителям, в смысле цен на еду.

"