Posted 15 января 2015,, 21:00

Published 15 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:54

Updated 8 марта, 03:54

Ошибки домашнего лечения

Ошибки домашнего лечения

15 января 2015, 21:00
У школьника заболело горло, появился насморк, и все это совпало с контрольной по русскому. Мама дала сыну леденцы от боли в горле, в нос закапала интерферон и отправила в школу. А это никакая не простуда оказалась, а мононуклеоз – в классе еще несколько ребят заболели. Не обращаясь за помощью к доктору, родители соверш

Ошибка 1. Не тот диагноз

Вам кажется, что у ребенка обычная простуда, однако под ее видом может скрываться совсем другое заболевание. Корь, краснуха, вирусный гепатит, полиомиелит, мононуклеоз и многие другие инфекции начинаются с насморка или боли в горле, а иногда они этими симптомами и ограничиваются. В таких случаях врачи говорят о стертых формах болезни. Но даже если школьник перенес ее легко, он все равно в течение довольно длительного времени останется распространителем вирусов, а значит, будет заражать одноклассников. Врач заподозрит неладное, сопоставив имеющиеся у ребенка симптомы с данными эпидемиологической обстановки и результатами анализов.

При многих детских инфекциях (кори, краснухе, скарлатине) сыпь порой появляется ненадолго и бывает настолько неявной, что мамы принимают ее за аллергию или вообще не замечают. В результате ребенка продолжают прививать от инфекций, которыми он переболел, хотя в этом нет необходимости. Но хуже всего то, что он не получает целенаправленного лечения, например, курса антибиотиков, которые в обязательном порядке назначаются больным скарлатиной для профилактики осложнений. У школьников, которых не пролечили подобным образом, повышается риск поражения почек, сердца и суставов, причем их патология может проявиться не сразу.

Ошибка 2. Не та картина

Симптомы заболевания могут исказиться под влиянием лекарств, которые вы дали ребенку по собственному почину. Это особенно опасно, когда он жалуется на боль в животе. Врач должен его прощупать, определяя, где больше болит, – только так можно отличить кишечную инфекцию от аппендицита или ущемленной грыжи. Если напоили ребенка обезболивающими или жаропонижающими (средства от повышенной температуры тоже обладают анальгетическим эффектом), боль стихнет, и вам может показаться, что школьнику стало лучше, хотя воспалительный процесс будет идти своим чередом. Только время упустите!

Ошибка 3. Не то лекарство

Не зная специфики препаратов, легко ошибиться: например, заглушить кашель либексином в тот момент, когда в трахее и бронхах активно образуется слизь, и ее обязательно нужно откашлять – иначе можно спровоцировать серьезные проблемы с дыханием! Или взять столь любимые мамами препараты на основе ацетилцистеиновой кислоты (АЦЦ) – это очень эффективное средство, но у школьников, склонных к астматическим реакциям (не говоря уже об астматиках), оно может спровоцировать приступ удушья. Пусть лекарство подберет врач!

Ошибка 4. Не те показания

У малыша грипп или ветрянка? Даже если под рукой нет никаких других жаропонижающих, кроме ацетилсалициловой кислоты (аспирина), не используйте это лекарство! У ребенка может возникнуть кровотечение, а также резкое падение уровня сахара в крови и другие осложнения, вплоть до тяжелейшего синдрома Рея, который часто заканчивается смертельным исходом. ВОЗ не рекомендует применять аспирин детям. То же самое касается и анальгина. Его теперь применяют лишь в экстренных случаях – когда высокая температура у ребенка не снижается никакими другими средствами. Во всех остальных ситуациях препаратами выбора являются парацетамол и ибупрофен (нурофен).

Ошибка 5. Не та причина

Сбить температуру, то есть снять симптом, недостаточно – нужно устранить почву, на которой он возник. Всякий знает, что простуда и грипп за пару часов не проходят, а недолеченные болезни грозят осложнениями: как минимум бронхитом и пневмонией. Пострадать могут сердце, почки, головной мозг... К тому же с повышения температуры у детей начинаются не только респираторные инфекции, но и десятки других болезней – ангина, скарлатина, ветрянка, свинка, инфекционный мононуклеоз. В том же ряду стоят вирусный гепатит и острые кишечные инфекции, при которых рвота и жидкий стул появляются несколькими часами позже лихорадки.

Не исключено, что температурой заявил о себе острый аппендицит. Многие мамы также пичкают ребенка таблетками без необходимости. Если температура в пределах 38–38,5 градусов, школьник неплохо ее переносит, и, если в прошлом у него не было судорог, жаропонижающие средства не нужны! С помощью жара детский организм активно борется с инфекцией. Сбивая температуру без достаточных на то оснований, вы помогаете болезни затянуться и повышаете риск осложнений. Начните с физических методов охлаждения, обтерев ребенка водкой или 3-процентным столовым уксусом, наполовину разведенным водой (можно просто водой).

Не давайте школьнику антибиотики сами! На вирусы они не действуют: глушить ими простуду и грипп (равно как и корь, краснуху или свинку) бессмысленно. Правда, врач может порекомендовать такой препарат для профилактики бактериальных осложнений при ОРВИ, если ребенок ослаблен. Но это требуется лишь в 6–8% случаях простудных заболеваний, а на практике мамы пичкают своих чад антибактериальными лекарствами значительно чаще. Это может привести к дисбактериозу с сильной диареей, развитию молочницы, а также к выработке множественной лекарственной устойчивости.

Ошибка 6. Таблетка в конфетку

Даже не всю таблетку положили в конфетку, а лишь кусочек, потому что детского варианта лекарства у вас под рукой не было и вы воспользовались тем, что выпускают для взрослых. Никогда так не делайте!

Во-первых, можно запросто ошибиться с дозой, неправильно рассчитав ее или просто не сумев разломить пилюлю на равные части. Во-вторых, нарушать целостность таблетки нежелательно: это может плохо отразиться на состоянии детских зубов и усвоении лекарства, особенно когда речь идет о капсулах, драже, таблетках в оболочке. А в-третьих, пытаясь буквально подсластить ребенку пилюлю, то есть подмешивая лекарство в варенье, мороженое, мусс или подкладывая внутрь конфеты, вы в значительной степени нейтрализуете полезное действие.

Ошибка 7. Не заметили осложнения

Вам может показаться, что ребенок выздоровел, но на самом деле болезнь затаилась или спустилась вглубь дыхательной системы. Врач должен обязательно послушать легкие – вдруг простуда или грипп осложнились пневмонией? При этом у школьника может не быть ни хрипов, ни других настораживающих симптомов, кроме так называемого жесткого дыхания или, наоборот, ослабленного, то есть более приглушенного в зоне воспаления. Подтвердит диагноз рентген грудной клетки.

У школьника ангина или фарингит? Необходимо бактериологическое исследование мазка из горла. Оно поможет установить возбудителя (вдруг им окажется стрептококк, пневмококк или дифтерийная палочка?), а также выяснить, к каким антибиотикам он чувствителен.

"