Posted 15 января 2009,, 21:00

Published 15 января 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:50

Updated 8 марта, 07:50

Экономия абсурда

15 января 2009, 21:00
По данным социологов, половина работающих граждан нашей страны с конца осени стали экономить на обедах, а каждый седьмой и вовсе от них отказался. Известны случаи, когда люди перестают смотреть телевизор, чтобы меньше платить за электричество, а фирмы прекращают обеспечивать сотрудников канцелярскими принадлежностями,

Студентка четвертого курса Международного университета Москвы Евгения Савина третий месяц ходит на учебу пешком. На дорогу в один конец уходит полтора часа, но девушка не пользуется метро, чтобы не тратиться на проездной. Так она помогает родителям, которые осенью заплатили за ее учебу больше 100 тыс. рублей, а теперь сами оказались без денег. Вновь спуститься в подземку студентка Савина планирует тогда, когда устроится на работу.

С наступлением кризиса россияне стали экономить на том, что еще недавно считалось предметами первой необходимости. По данным социологической компании «Комкон-2», с каждым месяцем растет число работающих граждан, которые в рабочие дни отказываются от обедов. В ноябре минувшего года таковых было 9%, в декабре – уже 14%. Еще 36% признались, что сократили расходы на питание вне дома. В сетях общественного питания подтверждают, что ноябре-декабре их выручка уменьшилась на треть.

Другой популярной статьей экономии стала электроэнергия. В некоторых семьях стараются включать свет только тогда, когда совсем стемнеет, а большую часть работы по дому стремятся сделать днем. Кроме того, кризис побудил граждан смотреть меньше телепередач. Психотерапевт Марк Сандомирский рассказал «НИ», что недавно у одной его пациентки сломался телевизор. От ремонта женщина отказалась: «Я починю его летом, когда на дачу уеду. А то пока я дома, буду его включать каждый день, и у меня электричество набежит».

В организациях начали экономить на канцтоварах и предметах гигиены. «У нас не было новогоднего корпоратива. А теперь узнали, что не будет ежедневника и календаря. К тому же нам самим придется покупать кофе и чай», – жалуется «НИ» сотрудница одного из столичных банков Юлия Рыбина. Программист Евгений Федоров сообщил «НИ», что в январе из туалета в его офисе исчезли бумажные полотенца и жидкое мыло. «Если руководитель экономит на всем этом, то он не задумывается о здоровье своих сотрудников. Такая экономия не поможет заработать», – предупреждает «НИ» врач-психолог Ангелина Могилевская.

Предприниматель Евгений Романов с наступлением кризиса уволил всех подчиненных, отказался от аренды офиса и теперь сам развозит клиентам запчасти к оргтехнике. «Я и грузчик, и водитель, и на звонки отвечаю, – хвастается «НИ» г-н Романов, убежденный, что поступил правильно – А зачем платить, если сам все успеваю? Психотерапевт Сандомирский связывает такое поведение с повышенной тревожностью: «Человек испытывает страх и находит простое решение сложной проблемы. То, что экономия мешает полноценно жить и работать, остается без внимания».

Избыточная экономия проявляет характер человека. «Жадный будет оправдывать свои действия кризисом в стране, даже когда его поведение перейдет границы нормы», – предупреждает «НИ» психолог Наталья Варская. Занимайтесь с репетиторами по английскому и математике на сайте Фритичерс . Врач-психолог Могилевская считает, что стремление россиян к экономии по мелочам связано с прошлым опытом бедности: «Раньше люди собирали каждую крошку со стола. Нужно объяснять, что сейчас другие времена». Впрочем, отказ от привычных благ в отдельных случаях может принести пользу. В США, где кризис разразился раньше, чем в России, еще минувшей осенью снизилось число страдающих ожирением. Причина – из экономии на бензине некоторые американцы пересели на велосипеды.

ПОТЕРЯТЬ РАБОТУ И НЕ НАЙТИ СЕБЯ

Около половины россиян (43%) опасаются стать в ближайшее время безработными. Каждый второй из них (50%) считает, что не сможет быстро найти новую работу. Таковы данные опубликованного в минувший четверг опроса социологической компании «Башкирова и партнеры». Надежной свою работу чаще называют респонденты среднего возраста (40–49 лет) и со средним специальным образованием. К поиску новой работы наиболее оптимистично настроена молодежь (18–39 лет), наиболее пессимистично – пенсионеры. Всего было опрошено 1500 человек в 45 регионах страны.

"