Posted 14 декабря 2014,, 21:00

Published 14 декабря 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 02:03

Updated 8 марта, 02:03

Никто не забыт

Никто не забыт

14 декабря 2014, 21:00
На прошлой неделе стартовал проект «Последний адрес», призванный увековечить память жертв политических репрессий. Первые мемориальные таблички установили на фасадах девяти московских домов в канун 10 декабря – Международного дня прав человека. Именно эти здания стали последним прижизненным адресом для многих жертв стал

На каждой табличке помещены лаконичные сведения: имя человека, род его занятий, даты рождения, ареста, расстрела и реабилитации. Начало проекта было приурочено к Международному дню прав человека, который отмечался 10 декабря. Первые 18 табличек были торжественно установлены по девяти московским адресам: Садовническая улица, 42, стр. 6; 3-я Тверская-Ямская, 29/6; Басманный тупик, 10/12; 4-я Тверская-Ямская, 26/8; Пятницкая улица, 6, стр. 1; Хоромный тупик, 2/6; Долгоруковская улица, 5; Тишинская площадь, 6; Улица Машкова, 16. Авторы проекта подчеркивают, что знак может появиться только в случае, если все жильцы дома не против.

Принцип проекта – «Одно имя, одна жизнь, один знак». Это значит, что каждый мемориальный знак посвящен одному конкретному человеку. Инициатором его установки может стать единственный заявитель, который сам оплачивает изготовление таблички (не дороже 4 тыс. рублей). Найти сведения о репрессированных можно с помощью базы данных общества «Мемориал», в которой из региональных книг памяти собрана архивная информация о 2 млн. 650 тыс. жертв террора.

Инициаторы «Последнего адреса» позаимствовали идею у мемориального проекта «Камни преткновения», который в 1993 году придумал немецкий художник Гюнтер Демниг. Он сделал это в память о жертвах нацистского режима 1933–1945 годов: евреев, цыган, гомосексуалистов, инакомыслящих, борцов Сопротивления. Так появились «Камни преткновения» – 10-сантиметровые кубы с бронзовой табличкой на верхней грани, которые вмурованы в мостовые у порогов домов уже в 650 городах 11 стран Европы. Таких персональных «микро-мемориалов» уже более 45 тысяч. Каждый установлен одним жертвователем и содержит простые сведения: имя, даты рождения, ареста или депортации, смерти и, если известно, место гибели.

В какой-то момент российские правозащитники поняли, что нашей стране нужны свои «Камни преткновения». В Министерстве юстиции РФ был зарегистрирован некоммерческий Фонд увековечения памяти жертв политических репрессий «Последний адрес», учредителями которого стали Международное общество «Мемориал», а также группа инициаторов проекта. «Последний адрес» существует исключительно на добровольные пожертвования. Собирать их начали 30 июня через Интернет, а закончили 30 сентября. Только за первые три дня на счете проекта оказалось более 500 тыс. рублей. В итоге собрали почти в два раза больше заявленной суммы в 800 тыс. рублей: на проект пожертвовали без малого 1,5 млн. рублей. Все эти деньги уйдут на оплату организаторских расходов, которые неизбежны в такого рода инициативах.

Организаторы заявляют, что скоро проект получит всероссийский статус. Уже есть сотни заявок от конкретных жертвователей на установки табличек не только в Москве, но и в других городах страны.

«Я рад, что подобная общественная инициатива начала развиваться. Судя по количеству собранных пожертвований, люди ее приняли», – сказал «НИ» член правления Международного общества «Мемориал» Ян Рачинский. Для него проект стал сигналом выздоровления общества: «Наша отечественная проблема в том, что государство не признает своих ошибок. Людей, даже знаменитых, вычеркивали из всех списков. Возвращение их имен означает, что бесчеловечный подход к людям как к строительному материалу терпит поражение».

Собеседник «НИ» отметил, что многих домов уже нет, поэтому увековечить память всех жертв репрессий вряд ли удастся. Но главное, чтобы люди помнили, что происходило в те годы. «В Москве мы встретили сочувствие со стороны ряда чиновников. Реальной помощи не было, но и не мешали, что тоже важно», – добавил г-н Рачинский.

«На момент установки первых табличек у нас уже было около 300 заявок. Сейчас их приходит по 30–40 в день. В основном, конечно, из Москвы, но есть инициативы из Санкт-Петербурга, Костромы и других городов. Мы надеемся, что это будет постоянный процесс», – сказала «НИ» одна из организаторов проекта «Последний адрес», член правления общества «Мемориал» Елена Жемкова. Она надеется, что следующий памятный знак будет установлен в январе. «Важно, чтобы город наполнялся людьми, а не учреждениями. У каждого человека был свой характер, но никто из них не заслуживал расстрела», – добавила собеседница «НИ».

"