Posted 14 декабря 2003,, 21:00

Published 14 декабря 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Михаил ФЕДОТОВ

Михаил ФЕДОТОВ

14 декабря 2003, 21:00
Чтоб сказку сделать былью

На минувшей неделе два знаменательных события, как два спутника, летящих по собственным орбитам, сблизились на расстояние четырех суток. Это я о Дне Конституции и выборах в Государственную думу. Десять лет назад оба события были запущены на орбиту истории одновременно, всенародным голосованием по выборам и референдуму. С тех пор они дважды сближались, но ни разу не совпали. И, видимо, никогда не совпадут. Однажды, в 1999 году, праздник уже попадал на воскресный день, но Бориса Ельцина убедили не рисковать: наш избиратель может заранее так напраздноваться, что просто не дойдет до избирательной урны.

Поставленные рядом, Конституция и выборы создают редкий по своей убедительности двойной портрет нашей жизни. В основном законе свободные выборы предстают «высшим непосредственным выражением власти народа». Конечно, прошедшие выборы были свободными. Например, в смысле подсчета голосов. Когда наблюдателей выгоняют с избирательных участков, а это зафиксировано во многих местах, тогда подсчет становится абсолютно свободным. И очень избирательным. Выборы были свободными и в смысле свободы пресловутого административного ресурса, распоряжавшегося, кого «мочить», а за кем подтирать.

Но не только это мешает мне назвать прошедшие выборы «выражением власти народа». Выборы видятся мне скорее сказочным чудо-зеркальцем, рассказавшим кремлевской мачехе всю правду о нашем российском мире. Административный ресурс лишь сделал картинку контрастнее, показав, сколько миллионов человек готовы беспрекословно следовать за дудочкой крысолова, а сколько – за аленьким цветком. Сомневаюсь, чтобы кто-то намеренно отнимал голоса у СПС и «Яблока». Сомневаюсь, чтобы кто-то приписывал голоса блоку «Родина». И тем не менее «Родина» получила намного больше голосов, чем СПС и «Яблоко» вместе взятые. Почему? Да потому что наше общество категорически не хочет жить, как на Западе, хотя именно это пытаются навязать ему правые партии. Потому что наше общество хочет и дальше пребывать в сладком имперском сне, отставая все дальше и дальше от реальности XXI века.

Наша страна – северная. У нас долгие и холодные ночи зимой. Может быть, именно поэтому мы любим смотреть сны и слушать похожие на сны сказки. И мы не любим законы, будь то экономические, исторические, юридические. Нас привлекают сказки о скатерти-самобранке природной ренты и мытье сапог Иванушки-дурачка в Индийском океане. А вот точные до отвращения данные о масштабах коррупции и организованной преступности, об отсталости и затхлости жизни в городах и весях все только портят.

Вот почему мы любим Конституцию, эту чудесную сказку, начинающуюся словами о предках, передавших нам «веру в добро и справедливость». В этой сказке добрый волшебник Государство признает, соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина, гарантирует всеобщее равенство, защищает материнство и детство… Правда, нигде не сказано, что этот волшебник должен быть честен перед гражданами, что он должен быть справедлив. В тексте просто нет таких слов: «справедливость», «честность», «добро». А так – сказка как сказка. О независимом суде, о политическом и идеологическом разнообразии, о социальном государстве. Чудная сказка, так и не ставшая былью.

Ну как тут не вспомнить строки Игоря Губермана:

«День Конституции напомнил мнеусопшей бабушки портрет: портрет висит в парадной комнате, а бабушки давно уж нет».

Причем написано это было про старую, советскую Конституцию. Наша «бабушка» еще совсем девочка, а результат уже тот же. Или пока тот же?

Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.

"