Posted 14 ноября 2007,, 21:00

Published 14 ноября 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:29

Updated 8 марта, 08:29

Пусть лыжи у печки стоят

Пусть лыжи у печки стоят

14 ноября 2007, 21:00
На этой неделе в Центральной России наконец-то выпал настоящий снег А значит, горнолыжный сезон можно считать открытым. Сотни тысяч россиян уже в эти выходные отправятся за город, чтобы почувствовать адреналин на крутом спуске. Впрочем, довольными домой вернутся далеко на все. Несмотря на экстремальные цены, уровень бе

Горные лыжи и сноуборд медленно, но верно становятся национальным видом спорта. Любителей с ветерком слететь с крутого спуска с каждым годом становится все больше. По данным аналитического агентства ABARUS MR, активными видами спорта в России занимаются чуть более 19% населения. Из них горные лыжи и сноуборд предпочитают 3,4%. А это, между прочим, около миллиона россиян. Большинство из них, по данным агентства, зимой отправляются на горнолыжные склоны под Санкт-Петербургом (7,8% опрошенных), Екатеринбургом (5,1%) и Москвой (4,7%).

Владельцы курортов, почувствовав, что горнолыжный спорт входит в моду, взвинтили цены до небес. Так, например, на подмосковной базе «Волен» пакет услуг, включающий стоимость 30 подъемов на «канатке» и прокат горных лыж или сноуборда на два часа, в среднем обойдется в 1,2–2 тыс. рублей. За аренду на сутки финского домика в будни придется выложить 100 долларов, а в выходные – 170. Для сравнения: за 430 у.е. можно купить эконом-тур на популярные турбазы Андорры.

Лоб в лоб с деревом

Профессионалы с любителями солидарны. Как рассказали «НИ» в Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России, в плане безопасности отечественные курорты серьезно уступают западным: защитных сеток, не дающих лыжникам выехать за пределы трассы, почти всегда не хватает, а персонал очень редко знает, как помочь травмированному спортсмену. Вместо канатной дороги с сиденьями многие турбазы по-прежнему используют передвижной трос, за который надо цепляться специальным крюком – бугелем. Инструкторы говорят, что для новичков это способ опасный: как минимум, бугелем можно выбить зубы.

«Цивилизованные базы для горнолыжников и сноубордистов в столице и области соседствуют с полудикими спусками, – рассказал «НИ» профессиональный инструктор по сноуборду Леонид Разумовский. – Впрочем, даже у первых есть ряд существенных недостатков, увеличивающих риск травматизма. Например, снег на склоне постоянно превращается в лед. Чистить и обновлять покров следует в течение дня, закрывая на какое-то время спуск для посетителей. Однако занимаются этим только вечером, уже после закрытия. Кроме того, если на западноевропейских курортах деревья, растущие посреди трассы, обволакивают мягкими матами, то на многих российских курортах этого не делают. В итоге любителю, который не может объехать препятствие, приходится в прямом смысле этого слова сталкиваться с ним лицом к лицу».

В регионах ситуация еще хуже. В Ульяновске любители горных лыж катаются на склоне за зданием филармонии, передает собкор «НИ» в регионе Михаил БЕЛЫЙ. «Тех, кто катается здесь, можно назвать экстремалами, – говорит ульяновец Владимир Спирин. – Тут очень легко получить травму – например, въехать на скорости в дерево или столб или вообще провалиться в какую-нибудь яму».

В Красной Поляне, передает собкор «НИ» в Краснодарском крае Сергей ПЕРОВ, система безопасности оставляет желать лучшего. Туристы рискуют несколько часов провисеть на канатной дороге. А на горном курорте-плато Лагонаки высоченные обрывы ничем не ограничены. Случаи, когда турист срывается вниз, здесь нередки.

Помоги себе сам

Состояние склонов и качество подъемников – одна из основных причин травматизма среди лыжников и сноубордистов. Впрочем, переломам рук и ног отдыхающие обязаны и своему поведению. «К примеру, у любителей покататься на доске есть не очень хорошая привычка «кучковаться» где-нибудь посреди трассы, – рассказал «НИ» мастер спорта по горным лыжам, инструктор Владислав Карпинский. – Объезжать их новичкам трудно. Это создает опасные ситуации. Кроме того, многие выходят на гору в нетрезвом виде или не соблюдают элементарные требования безопасности. Отсюда и берутся переломы, растяжения и вывихи».

От травм при занятии экстремальными видами спорта, разумеется, никто не застрахован. К ушибам, вывихам и ссадинам экстремалы давно привыкли. Возмущает их только то, что на многих российских турбазах очень сложно быстро получить квалифицированную медицинскую помощь.

«На базе «Чулково» в Подмосковье неудачно упала на руку. Оказалось, что медпункт здесь работает только в выходные», – пишет на форуме москвичка Елена. «Зимой поехал в зону отдыха у метро «Нагорная», чтобы покататься на сноуборде, – рассказал «НИ» москвич Евгений Солдатенко. – На крутом склоне я неудачно упал и сломал ключицу. Мои друзья искали врача часа два. Все это время я сидел в кафе, чтобы не замерзнуть. Боль была страшная». Когда парня все-таки отвели в медицинский центр при турбазе, врач предложил ему самому поехать в травмпункт. Евгений был на машине, но вести ее одной рукой не рискнул. Только после долгих объяснений пострадавшему вызвали «скорую».

На региональных курортах такие истории – в порядке вещей. «На горнолыжном курорте под Кировском вывихнул плечо, – вспоминает сноубордист из Москвы Никита Чибисов. – Пошел в травмпункт. Ну какая там может быть медицинская помощь – зеленка и бинт, вот и все. Пришлось влить в себя побольше алкоголя для анестезии и потом срочно добираться до Москвы».

Первая поездка на легендарный Домбай для москвича Стаса Михайлова окончилась неудачно. Сноубордист сломал себе руку. «Скорая» приехала довольно быстро, однако выяснилось, что местный медпункт не может оказать нужную помощь, и пострадавшего надо везти в больницу. Разваливающаяся машина поехала по неосвещенному серпантину. По дороге руку молодому человеку бинтовали при свете мобильного телефона.

«Врачи на российских курортах – это уже притча во языцех, – рассказал «НИ» исполнительный директор Клуба защиты прав туристов Федор Коробков. – Сейчас мы занимаемся делом женщины, которой не оказали медпомощь на курорте Чегет в Кабардино-Балкарии. Когда она спускалась с горы, в нее врезался другой лыжник. В результате женщина получила переломы лицевых костей, но местный врач посчитал их просто ушибами. Туристке пришлось возвращаться в Москву, чтобы получить квалифицированную помощь. Сейчас она подает в суд и на курорт, и на туркомпанию, через которую она заказала эту поездку».

Идут лавины одна за одной

«Много проблем бывает и со службами, предотвращающими сход лавин, – рассказал «НИ» директор туркомпании «Алеан» Илья Клубникин. – Они явно недостаточно финансируются. Нужно и зарплаты сотрудникам поднять, и оборудование обновить. В опасных местах необходимо регулярно обстреливать горы из специальных пушек. Увы, эта служба работает у нас недостаточно четко». Специалисты предупреждают: лавинные центры пока могут обеспечить безопасность туристов только в курортной зоне. Стоит туристу выехать за пределы трассы, как он оказывается в зоне риска. Например, в марте этого года в Приэльбрусье на горе Чегет под лавиной погибла лыжница из Тулы. Спасатели, обнаружившие тело, выяснили, что она выехала за пределы разрешенных трасс. Спускаясь по опасному склону, девушка сама спровоцировала сход лавины.

Впрочем, и на самих трассах туристы не всегда могут почувствовать себя в безопасности. В марте этого года в Красной Поляне снежная лавина накрыла четверых туристов, приехавших на горнолыжный курорт из Туапсе. Под завалами погиб десятилетний мальчик. Лавина накрыла туристов, когда они катались на горе Салымовский цирк. Снег сошел в районе четвертой – самой верхней – отметки канатно-кресельного подъемника.

Сноубордисты-фаталисты

Высокий уровень травматизма при низком уровне медицинской помощи на горнолыжных курортах уже привлек внимание представителей МЧС. Спасатели предложили ввести обязательное страхование для всех спортивных туристов, путешествующих в пределах России. По их словам, страховка должна увеличить шансы пострадавшего на скорую и квалифицированную помощь и уменьшить расходы самих спасателей, например, в случае, если лыжников или сноубордистов придется искать после схода лавины.

«К предложению МЧС мы относимся положительно, правда, этот вопрос требует дополнительной проработки со стороны профессионального туристского и страхового сообщества, – рассказал «НИ» начальник Правового управления Ростуризма Евгений Писаревский. – Тем более что обязательное страхование может быть введено только федеральным законом. Вполне возможно, что группу страхуемых лиц сузят до тех туристов, которые занимаются опасными для жизни и здоровья видами спорта».

Независимые эксперты, однако, сомневаются в эффективности предложенной инициативы. По их мнению, страховка просто не впишется в существующую систему здравоохранения. «Прежде чем вводить обязательную страховку, следовало бы развить саму структуру медпомощи, – рассказал «НИ» Илья Клубникин. – Во многих региональных больницах просто не хватает необходимых препаратов и перевязочных материалов. Если бы рядом с горными базами были специализированные медцентры, где могли бы оказать помощь в случае травмы, проблема была бы решена».

Со своей стороны, пресс-секретарь Российской ассоциации туриндустрии Ирина Тюрина заявила «НИ»: «Даже если будет принят закон, предусматривающий обязательное страхование, туристы будут стараться всячески избегать лишней траты денег. В России просто нет страховой культуры. Даже перед поездкой за границу страховку оформляют только из-за того, что без нее просто не дадут визу. Что уж говорить о путешествии на отечественный курорт. Россияне в массе своей фаталисты и считают, что с ними ничего не случится. Особенно в своей стране. Да и ведут себя на своей территории часто более раскованно, чем за границей».

«Не нравится – вали!»

Экстремальные цены на российских курортах вовсе не гарантируют первоклассного качества обслуживания. Судя по отзывам сноубордистов и лыжников, сервис на отечественных турбазах уже сам по себе способствует выделению адреналина.
«Категорически не советую посещать склон «Солнечная долина» в Челябинской области. Очень своеобразное отношение к горнолыжникам. Подъемники доисторические, за систему искусственного снега ломят огромные деньги. Рядом городская свалка города Миасса, и если ветер дует оттуда, запах стоит невыносимый. Короче, не солнечная, а вонючая долина».
«Этой зимой был в Красной Поляне, – комментирует «НИ» ситуацию сноубордист с 7-летним стажем Владимир Лященко. – За право два дня кататься на этом курорте пришлось отдать 3 тыс. рублей. За эту сумму можно было бы неделю ездить по склонам австрийских Альп. При этом подъемники были такого вида, как будто их не меняли годов с 70-х».
«Склоны отвратительные, впрочем, как и подъемники. Подруга упала, так персонал не только не остановил подъемник, но даже не попытался ей помочь. На слова, что за полученные деньги они должны как минимум следить за безопасностью отдыхающих, нам ответили: «Не нравится, ну и вали!».
«Минусов на подмосковном спуске «Волен» много: в выходные полно неадекватной пьяной публики из местных, на которых секъюрити не обращают внимания. Трамплины очень крутые, даже детские. Прокатился забавы ради. Итог – два месяца в гипсе».
«Общее впечатление от турбазы «Игора» под Санкт-Петербургом отрицательное, хотя на первый взгляд все выглядело очень неплохо. Приехал без своего снаряжения, решил взять на прокат сноуборд. При минус 15 сломались три ремешка на креплениях, пришлось заплатить штраф, за каждый – 250 руб.».



В АВСТРИИ ТРАВМАТИЗМОМ НА ГОРНОЛЫЖНЫХ КУРОРТАХ ЗАНИМАЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ НИИ

Австрийские Альпы давно стали Меккой для любителей горнолыжного спорта. Но и в гигантской, отменно налаженной индустрии без несчастных случаев не обходится. Здесь даже создан целый научный институт, который так и называется «Безопасность и жизнеобеспечение». Согласно последним данным этого НИИ, из 92 тыс. туристов, ежегодно посещающих альпийские горнолыжные курорты, домой возвращаются в гипсе 2–2,5 тыс. человек. По итогам горнолыжного сезона-2006 смертельным исходом завершилось 57 происшествий.
В этом году систему безопасности снова будут укреплять. Местную «службу спасения» переоборудуют по последнему слову технику, а медпункты переведут на круглосуточный режим. Навыкам первой помощи обучат всех местных полицейских. А у продавцов горнолыжного инвентаря будут проверять уровень осведомленности о товаре. Ведь каждому пятому несчастному случаю в Альпах предшествовала неправильная подборка лыжных креплений.
Все австрийские спуски промаркированы по степени их сложности. Синий цвет на схемах обозначает пологий, ровный, широкий спуск, безопасный даже для новичков. «Красная» трасса – для усвоивших азы. На «черную» допускают только профессионалов. Опоры подъемников в Альпах обязательно защищены мягким покрытием. Четко работает система заграждений, а многочисленный персонал следит за тем, чтобы сноубордисты-экстремалы не катались на опасных спусках.

Сергей ЗОЛОВКИН, Китцбюэль

"