Posted 14 сентября 2006,, 20:00

Published 14 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:03

Updated 8 марта, 09:03

Исповедь на кушетке

Исповедь на кушетке

14 сентября 2006, 20:00
Сегодня брошенной невзначай фразой «мой стилист» или «мой адвокат» уже никого не удивишь, а вот «мой психоаналитик» – это звучит гордо. Впрочем, специалисты отмечают, что спрос на психоанализ возник не понта ради, а пользы для, ведь все попытки отечественных бизнесменов обрести психическое равновесие, поговорив по душа

Первый интерес к психоанализу в нашей стране зародился давно – еще до революции здесь живо воспринимали все новомодные веяния с Запада. В далеком 1912 году Карл Густав Юнг в письме к своему учителю Зигмунду Фрейду отметил, что «в России, кажется, началась местная эпидемия психоанализа». Но эпидемия эта продлилась недолго: большевики заигрывания с бессознательным не одобрили, поэтому в советское время про психоанализ в нашей стране практически и не вспоминали. Да и зачем, ведь в России испокон веков любую психологическую консультацию, причем совершенно бесплатно, можно было получить у друзей-подруг, поплакавшись им на кухне в жилетку по поводу неудавшейся жизни, жены-стервы или мужа-алкоголика. А если в ходе этого импровизированного сеанса на столе появлялись рюмки и закуска, то «консультация» была просто обречена на успех. Существенно пошатнула эту традицию перестройка, позволившая «выйти из тени» не только редким последователям Фрейда, но и всевозможным магам и оккультистам, которые с ходу начали завоевывать души россиян. С повышением же культурного уровня населения, в частности, в вопросах психологии и межличностных отношений наши соотечественники в последнее время все же предпочитают обращаться к официально признанным профессионалам – психологам, неврологам, психотерапевтам и психоаналитикам.

Дипломированный «дикарь»

Из-за того, что психоанализ в нашей стране долгое время был в загоне, получить образование по этой специальности до недавних пор можно было только за границей. Этим и объясняется то, что на сегодняшний день в России работают лишь 15 (!) отечественных психоаналитиков с дипломом международного образца. По мнению экспертов, в ближайшее время вряд ли стоит ожидать резкого увеличения их числа хотя бы потому, что на подготовку одного специалиста уходит не менее 10 лет.

Начнем с того, что в психоаналитики берут только людей, уже имеющих высшее медицинское или психологическое образование. Специальная психоаналитическая подготовка рассчитана на три года, после чего будущий профи сам обязательно проходит процедуру психоанализа. Затем новоиспеченный психоаналитик практикует под руководством более опытного специалиста, а потом еще два-три года отчитывается о результатах своей работы. И только после этого он получает право на самостоятельную практику.

Такое многоступенчатое обучение возможно лишь в странах с длительной и непрерывной традицией психоанализа, таких, как Франция, Германия или Америка. Неудивительно, что все отечественные специалисты, практикующие в России, получали свое образование за границей. Наибольший авторитет имеет Парижский институт психоанализа, из которого вышла треть российских специалистов, остальные обучались в университетах стран Восточной Европы, Германии и Нидерландов.

В нашей стране уже несколько лет существует ряд учебных заведений, выдающих по окончании специального курса диплом психоаналитика, однако эти корочки не признаются Международной психоаналитической ассоциацией. В профессиональной среде выпускников подобных вузов корректно называют «дикими» психоаналитиками, хотя на самом деле большинство из них можно смело назвать шарлатанами. Поэтому принадлежность специалиста к международной ассоциации служит сегодня единственной гарантией того, что перед вами действительно профессионал.

Впрочем, с прошлого года Московское общество психоаналитиков (МОП) и Московское психоаналитическое общество (МПО) получили от Международной ассоциации право обучать специалистов в России. В связи с этим эксперты выражают надежду, что рынок психоаналитических услуг начнет развиваться динамичнее и составит достойную конкуренцию магам и гадалкам. А пока, по данным аналитика ИК «Финам» Владислава Кочеткова, несмотря на то, что дипломированных специалистов в России буквально единицы, в Москве работают аж 170 психоаналитических кабинетов и клиник, 40% из которых не имеют лицензий. В целом же столичный рынок психоанализа оценивается сегодня 60 млн. долларов и прибавляет в среднем на 30% в год. Но не исключено, что в ближайшее время эта цифра существенно возрастет.

Воспитатели чувств

Приглушенный свет, удобная кушетка и возможность без стеснения высказывать все свои самые сокровенные мысли и фантазии. Так изображает прием у психоаналитика Голливуд, и это как раз тот случай, когда киношная действительность практически не отличается от реальной. По мнению специалистов, именно в такой обстановке у специалиста появляется возможность услышать «голос бессознательного», а значит, понять строение психики конкретного человека и помочь ему обрести душевную гармонию.

Чтобы успешно осуществить эту работу, парой-тройкой сеансов явно не обойтись: на свидания с психоаналитиком ходят от трех до одиннадцати лет, а то и больше. Причем сеансы должны проходить не менее трех раз в неделю, иначе они не имеют смысла. К психоаналитикам, как правило, обращаются хорошо образованные, интеллигентные люди, осознавшие ответственность за свою жизнь, причем совсем не обязательно, чтобы она их не устраивала, считает директор Центра современного психоанализа Андрей Россохин. «Мои клиенты, или, как говорят на Западе, анализанты, хотят почувствовать себя более успешными, более счастливыми, ведь современная жизнь предъявляет к человеку порой слишком высокие требования, и далеко не каждый чувствует в себе силы им соответствовать. В наш технологичный век люди разучились чувствовать, любить, а на сеансах у них появляется возможность заново этому научиться», – говорит эксперт.

Ну, а тем, кто доволен своей жизнью и считает, что «лучшее – враг хорошего», сеансы не дадут никакого результата: специалисты говорят, что обращаться к психоаналитику нужно с целью разобраться в себе, а не от скуки или потому, что «сейчас это модно и так делают все люди моего круга». «Обычно,– замечает Андрей Россохин,– мои клиенты стараются не афишировать наше общение. Но по мере решения проблем они перестают делать из этого тайну. Если же клиент начинает кичиться тем, что у него есть личный психоаналитик, то специалист становится в один ряд с парикмахером или стилистом, что это негативно сказывается на работе».

Анализируй это

В России, как и во всем мире, первыми клиентами психоаналитиков неизменно становились женщины. С развитием же науки процент анализантов-мужчин постепенно возрастал. По словам доктора Россохина, на сегодняшний день в нашей стране соотношение мужчин и женщин, посещающих сеансы психоанализа, – 40 к 60. И тех, и других мучает проблема самореализации, только вот понимают они ее по-разному. Российские мужчины одержимы стремлением «выбиться в люди» и сделать карьеру, ради этого они готовы работать на износ. В итоге, к «финишу» они приходят опустошенные: цель вроде бы достигнута, а счастья нет. И начинается депрессия. Положение усугубляет усвоенная с детства установка о том, что «мачо никогда не плачут».

А современные женщины вопреки приписываемой им склонности к феминизму до сих пор продолжают считать удачное замужество решением всех своих проблем. Но, повстречав принца на белом «Мерседесе», часто остаются несчастными: прелести «красивой жизни» быстро приедаются, и накатывает все та же депрессия. На избавление от нее клиенты денег не жалеют.

Психоаналитики даже в частных беседах отказываются разглашать расценки на свои услуги и в один голос утверждают, что деньги в психоанализе играют далеко не последнюю роль. «Большая сумма моего гонорара дисциплинирует клиента и заставляет его относиться к сеансам серьезно, а не как к новомодной забаве, что гарантирует хороший результат», – поясняет «НИ» психоаналитик, попросивший не называть его имени.

Впрочем, это не означает, что людям с более скромными доходами личный психоаналитик не по карману. По словам председателя правления МОП Павла Качалова, соответствующее отделение существует в институте им. Сербского, где цены более чем демократичные: один сеанс здесь стоит от 250 рублей. Вообще же, как уверяют специалисты, фиксированных расценок в этой очень специфической и деликатной сфере не существует. В среднем, 45-минутный сеанс в частном столичном центре или кабинете стоит 50–100 долларов. При этом в США, стране с гораздо более долгой историей психоанализа, услуги специалиста по душевному здоровью стоят не намного дороже: средняя цена одной сессии – 150 долларов, а голливудские звезды, поголовно имеющие личных психоаналитиков, платят в среднем 275 долларов за сеанс, что для рядовых американцев очень дорого.

СПРАВКА «НИ»

Как свидетельствуют результаты опубликованного в апреле этого года исследования американского журнала Money, психоаналитики по сравнению с представителями смежных профессий, таких как психологи или психотерапевты, составляют наиболее привилегированную группу. Самая крупная в США Американская психоаналитическая ассоциация объединяет около 3,5 тыс. специалистов данного профиля. В аналогичных общенациональных организациях Франции состоит около 700 членов, в Канаде – 400, в Великобритании – 450. Во Всемирную психоаналитическую ассоциацию (IPA) входит около 70 организаций из 33 стран, объединяющих 11,5 тыс. членов.


КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ПСИХОАНАЛИТИКАМ?

Елена ИЩЕЕВА, телеведущая:
– Я постоянно сталкиваюсь с психологами и психоаналитиками в своих программах, но при этом сама никогда к ним не обращалась. Хотя своим подругам и родственникам в сложных ситуациях советую воспользоваться их услугами, и некоторые из них так и делают. Но я не знаю ни одного случая, когда специалист реально помог кому-то избежать развода или научил правильно себя вести в критических ситуациях. Поэтому, по-моему, звонок другу – самая лучшая психологическая помощь.

Петр БЫСТРОВ, футболист (ФК «Москва»):
– Возможно, кому-то они и помогают, но я никогда не обращался за подобными услугами. И вообще, на мой взгляд, человек, у которого есть своя голова на плечах, в состоянии самостоятельно справиться с любой проблемой. К тому же если мнения психоаналитика и его пациента не совпадут, то последнему будет еще тяжелее, придется искать другого специалиста.

Марина МОГИЛЕВСКАЯ, актриса:
– Мне кажется, что в некоторых ситуациях помощь психоаналитика может быть очень кстати, но, на мой взгляд, обращаться стоит только к квалифицированным специалистам. В последнее время иметь личного психоаналитика стало модно, но вряд ли это правильно: по-моему, прибегать к подобным услугам нужно только тогда, если возникнет реальная необходимость.

Антон КОМОЛОВ, телеведущий:
– Лично я никогда не обращался за помощью к психоаналитику, к тому же мне кажется, что эта традиция больше развита на Западе, а в нашей стране все-таки несколько другой менталитет: у нас роль психоаналитика чаще всего выполняют друзья. Если я правильно представляю себе работу этого специалиста, в его обязанности входит не столько давать какие-то конкретные советы, сколько выслушивать своего клиента, причем за его же собственные деньги. Вот я, например, не готов платить за то, чтобы меня выслушали.

"