Posted 14 сентября 2005,, 20:00

Published 14 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Универсальные солдаты

Универсальные солдаты

14 сентября 2005, 20:00
«В результате 7-балльного землетрясения в районе байкальского острова Ольхон разрушены промышленные здания и инженерные коммуникации. На территории возникли очаги пожаров, отмечены многочисленные аварии и ДТП, произошел разлив АХОВ и возникла угроза массового отравления населения».

Особо впечатлительных просим не беспокоиться: это не новостная сводка, а легенда XI международного чемпионата России по пятиборью спасателей, который проходил в Ольхонском районе Иркутской области.

В огромном палаточном городке разместились более 30 команд по 10 человек, судьи, журналисты, обслуживающий персонал. Две недели российские и зарубежные команды обменивались спасательным мастерством: ныряли в воды Байкала, лазали по скалам и пещерам, сплавлялись по рекам.

В первые дни спортсмены акклиматизировались и готовились к тяжелым испытаниям. Посетил лагерь министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Главный спасатель страны продемонстрировал, что несмотря на высокий чин, до сих пор остается спасателем. На вечернем конкурсе песен Шойгу сидел в толпе подчиненных и подпевал участникам. А на следующий день министру и высшему командному составу, а также всем желающим продемонстрировали возможности современной техники. Уникальный самолет-амфибия БЕ-200 на глиссировании за несколько секунд набирал в специальные баки 12 тонн байкальской воды и сбрасывал их вниз, имитируя тушение пожара. Ни один купающийся или аквалангист при этом не пострадал. Как оказалось,

самолет умеет не только заливать огонь. Приводнившись, экипаж открыл люк, из которого выпала моторная лодка. На ней группа спасателей эвакуировала человека, притворявшегося пострадавшим, дрейфующим по необъятным морским просторам. Также публике продемонстрировали работу вертолетов Ми-8 и спасательного катера «Мангуст», оснащенного двумя двигателями общей мощностью 2400 лошадиных сил.

Классика

Собственно соревнования начались на пятый день работы лагеря. Первым испытанием, выпавшим на долю спортсменов, стал трехкилометровый кросс. Именно он оказался одним из самых сложных этапов соревнований. Бежать пришлось под палящим солнцем, причем часть трассы уходила по крутому уклону в гору. Некоторые участники прямо на финише падали на землю. Первыми на этапе стали монголы. Другое «классическое» задание, комплексно-силовое упражнение, состояло из поочередного подъема переворотом, выхода силой и подъема ног к перекладине. Рекордсмен соревнований выполнил комплекс 30 раз.

Главный судья чемпионата Александр Курсаков, мастер спорта по горному туризму, КМС по подводному ориентированию и начальник отдела поисково-спасательных и водно-спасательных формирований МЧС, 11 лет назад придумал спасательное многоборье.

– Многие команды, особенно иностранные, не могут конкурировать с лидерами. И какой смысл им участвовать в соревнованиях?

– Главная задача чемпионата – не выяснение сильнейшей команды, а совершенствование профессиональных навыков спасателей. Да, большинство иностранных команд не сможет полноценно соревноваться, но зато приобретут опыт, который понадобится им в работе.

– Вы придумали спасательное многоборье «с нуля» или где-то позаимствовали идею?

– Идея – моя. Ни в одной стране мира подобных соревнований не было. Сейчас начали появляться, но проходят они по нашим правилам. В ближайшем будущем будет сформирована международная федерация. Ну а те

страны, у которых нет своих соревнований, присылают команды к нам.

Дед Малай и малайчики

Казалось бы, трудно придумать что-то оригинальное для сотрудников МЧС, ежедневно сталкивающихся с ЧП техногенного характера. Однако организаторы удивили даже бывалых спасателей. Манекены, изображавшие пострадавших, приходилось эвакуировать из колодцев, из-под завалов, с линий электропередачи, из задымленных комнат и лабиринтов. А для обнаружения пострадавших под завалами использовались видеокамеры с микрофонами, закрепленные на длинной тонкой палке, и тепловизоры, улавливающие тепло человеческого тела.

Спасатель из Красноярского края Владимир Малай в организации соревнований участвует три года. За это время о нем узнали все спортсмены. Широкую известность ему принесли деревянные манекены собственного изготовления, прозванные «малайчиками». Именно они выполняли роль пострадавших на всех участках соревнований. Малаю доверили также постройку сложнейшего участка техногенного этапа – многоэтажного лабиринта. Через этот лабиринт спортсменам приходилось тащить «малайчиков».

– Владимир, вам не жалко спортсменов? Ведь лабиринт стал для них настоящим кошмаром…

– Я сам спортсмен. Занимался велоспортом, входил в сборную. Здесь я тоже соревнуюсь: прошли спортсмены лабиринт – я проиграл, не прошли – выиграл. Жалко, времени мало было, а то бы я такое тут построил… Но не сила, ловкость и быстрота помогают пройти лабиринт. Прежде всего надо работать головой. Нужна природная смекалка. Каким бы ты сильным ни был, например, не откатишь бетонный цилиндр. Но с этим заданием справится даже ребенок, если он умеет работать с простыми рычагами.

– Какая-нибудь электроника или спецматериалы

использовались при постройке лабиринта?

– Какая электроника? Все сделано собственными руками. Все материалы я нашел в округе, не потратил ни копейки. Но лабиринт получился сложнее и интереснее тренажеров, стоивших больших денег.

– Как вы это все придумали?

– Еще в прошлом году, когда были соревнования на Урале, я ехал в поезде. Было нечем заняться, и я разработал лабиринт. Так же было и с деревянными человечками. От нечего делать смастерил одного с помощью топора, ножовки и молотка. Теперь целые армии строим. Люди с учеными степенями ничего подобного придумать не смогли, а я, бывший дворник, справился. И вот теперь дергает начальство старика. Привозят на пустое место и требуют, чтобы все построил.

– Значит, хорошо делаете свое дело, если дергают…

– Наверное. Я из любого безвыходного положения могу десяток выходов найти. Только времени и денег мало дали, а то бы все намного интереснее было бы…

Реки, скалы и пещеры

Особенную трудность для МЧС часто представляют любители экстремального отдыха, застрявшие в какой-нибудь глуши. В рамках этапа «Поисково-спасательные работы в условиях природной среды» приходилось эвакуировать незадачливых скалолазов, спелеологов, сплавщиков и рыболовов. Одним из самых сложных оказался пещерный этап. В контрольное время 1 час 30 минут смогли уложиться далеко не все команды. Роль пострадавшего под землей выполнял не манекен, а один из членов команды. Его укладывали в «Акью», специальные носилки, приспособленные для перемещения по особо сложным участкам, и перетаскивали по вертикальным и горизонтальным веревкам. На этапе «Река» команда делилась на части: двое отправлялись в путь на катамаране, остальные выполняли

задания на берегу: спасали туриста, залезшего на скалу, искали черный ящик разбившего самолета, эвакуировали девушку, повисшую на подвесном мосту.

Водный мир

Над постройкой этапа «Акватория» организаторы трудились несколько месяцев. За это время подняли со дна Байкала и отреставрировали затонувшую баржу, с которой осуществлялись погружения. Построили подводные лабиринты, имитирующие затопленные корабли, расставили метки для ориентирования. Особую сложность этап представлял для судей. Несколько человек в сухих гидрокостюмах целыми днями с небольшими перерывами сидели под водой, внимательно наблюдая за поведением спортсменов. А следить было за чем: на подводном этапе было установлено множество правил, нарушение каждого влекло за собой наказание в виде штрафных очков. Спортсмены так и норовили нырнуть в отсек без напарника или выплюнуть загубник в имитаторе воздушного пузыря. Этап «Акватория» включал и надводные упражнения. А наиболее сложными оказались метание спасательного круга и «конца александрова».



Результаты XI международного чемпионата России по пятиборью спасателей:

1.Южный региональный поисково-спасательный отряд – 4974,46 баллов

2.Служба экстренного реагирования Тюменской области – 4797,5 баллов

3.Сборная управления гражданской защиты Москвы – 4740,0 баллов

"