Posted 14 августа 2007,, 20:00

Published 14 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:40

Updated 8 марта, 08:40

Чинить или не чинить?

Чинить или не чинить?

14 августа 2007, 20:00
Руководство Национального аэрокосмического агентства США (НАСА) сегодня должно принять окончательное решение о том, проводить ли членам экипажа шаттла «Эндевор» его ремонт на орбите. В ночь с понедельника на вторник двое астронавтов во время выхода из МКС сделали фотографии обшивки днища челнока в месте повреждения. Тр

Выхода в космос астронавтов Ричарда Мастраккио и Дэвида Уильямса в НАСА ждали с нетерпением. Основной целью уже второй по счету рабочей вахты членов экипажа «Эндевора» за пределами МКС была замена на американском сегменте одного из четырех гироскопов – устройств, ориентирующих станцию. Но кроме того, астронавтам предстояло сделать серию фотоснимков обшивки шаттла, поврежденной во время старта. По данным НАСА, в днище челнока ударил кусок льда (все шаттлы перед стартом охлаждают). Вмятина величиной около 20 кв. см и глубиной 2,5 см осталась на корпусе рядом с люком шасси. Ее обнаружили члены экипажа МКС, сделавшие 296 фотографий днища «Эндевора» перед стыковкой. Изображения были серьезно проанализированы экспертами на Земле. Они пришли к выводу, что нужно повторное фотографирование. Что и поручили сделать Мастраккио и Уильямсу.

Перед каждым запуском шаттла на космодроме проводится тщательная проверка теплоизоляции, поскольку именно ее повреждение явилось причиной гибели экипажа «Коламбии» четыре года назад. Проверялась и обшивка «Эндевора», но полеты в космос, увы, всегда сопряжены с различными ЧП.

Впрочем, руководство НАСА призывает не паниковать. На пресс-конференции в штаб-квартире агентства заместитель руководителя программы Джон Шэннон заявил, что ничего непоправимого «пока не произошло». «Даже речи не идет о том, что мы можем потерять корабль в результате катастрофы», – подчеркнул он. Г-ну Шэннону вторит и его тезка Джон Логстон, директор Института космоса: «Похожие повреждения случались и во время других полетов. Однако челноки выполняли миссию и благополучно возвращались на Землю. Очень важно, что мы знаем о проблеме и понимаем, в чем она заключается. Если все-таки будет решено провести на орбите ремонт, у нас есть для этого специальные технологии. Я считаю, что угрозу для жизни экипажа преувеличивают».

В ответ на разговоры о том, что шаттлы, краса и гордость Америки, столь уязвимы (задолго до «Коламбии», в 1986 году, при старте взорвался «Чэлленджер»), эксперты просят не вспоминать не к месту слова «Бог троицу любит». Ведь есть и другая, более впечатляющая статистика. Нынешний полет «Эндевора» – 118-й за всю историю шаттлов. Построено их было шесть, пять летали в космос. Строительство первого, испытательного корабля – того самого, что так и не вышел на орбиту – началось в 1974 году. Что касается «Эндевора», самого молодого из «стаи» шаттлов, то он сошел со стапелей в 1991-м. Назвали его в честь корабля капитана Кука. «Эндевор» – еще и самый современный шаттл. В позапрошлом году он прошел полную модернизацию. В конструкцию корабля было внесено 124 усовершенствования. Работы включали в себя замену тысячи кусков плитки термозащиты и проверку 240 км электропроводки. Шаттл оснастили новой подсистемой GPS, улучшившей посадочные характеристики и обеспечившей возможность приземления челнока на гражданских аэродромах, а не только на военных базах.

К 2010 году шаттлы прекратят полеты, но до этого им еще пахать и пахать. Ведь практически все хлопоты по строительству МКС (а оно еще не завершено) легли на их широкие плечи.

Так что опасения опасениями, но сбрасывать из-за них со счетов заслуги шаттлов не следует. Если астронавтам и придется заделывать прореху на корпусе своего корабля, они с этим, без сомнений, справятся. Даже такие работы на орбите включены в предполетную подготовку.

"