Posted 14 августа 2006,, 20:00

Published 14 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:09

Updated 8 марта, 09:09

История в медалях

История в медалях

14 августа 2006, 20:00
Обжегшись на массовой краже из Эрмитажа, власти собираются тотально проверить все архивы государственных музеев. Кроме того, усиленное внимание сыщиков привлечено теперь к закрытому миру российских коллекционеров. Особенно неуютно почувствовали себя те любители старины, что торгуют государственными наградами, – медалям

На Таганке, где собираются коллекционеры всех мастей, Юрия Николаевича знают все. Да и в кругах фалеристов России его имя довольно известно. Юрий Николаевич, подполковник в отставке, уже более 15 лет собирает, покупает и продает наградные знаки. Говорят, что дома у него огромная коллекция дорогих наград. Сам он о своих раритетных вещицах предпочитает молчать, так же, как и о своей фамилии. Причина такого затворничества кроется в статьях Уголовного кодекса, который ставит всю фалеристику в разряд запрещенных увлечений. Изучать историю наград Юрий Николаевич начал еще во времена своей службы в рядах правоохранительных органов. А как вышел на пенсию, увлечение постепенно превратилось в бизнес. Для него перепродажа наград уже давно прибыльное дело. Каждое утро в жару и холод он спешит на Таганку, к магазину «Нумизмат», где усаживается на приступок и ждет клиентов.

«На Таганку несут медали родственники ветеранов, – сказал в разговоре с корреспондентом «НИ» Юрий Николаевич, – бывает внуки, а бывает и дети закладывают награды. Кому-то денег на житье не хватает, а кому-то значки глаза мозолят, мешают, что по углам валяются. А недавно я заметил, как у одного мужчины вместо брелка на ключах болтался орден Жукова. Такое обращение с наградами просто кощунственно. Для людей это как будто не память, а предмет, на котором можно подзаработать. Еще на коллекционеров бочку катят, мол, людей обманываем, по дешевке скупаем. Перед Днем ВДВ к нам обращались десантники, которые перед праздником решили ордена прикупить, которыми их когда-то награждали, но те их потеряли. Мы к наградам относимся бережно, уважаем и чтим труд дедов, которые воевали. В коллекциях они все в сохранности».

На Таганку приходят не только граждане-«продавцы», но и стекаются нумизматы и фалеристы со всего мира. Фалеристы хвастают, что их порой навещают известные политики и артисты, которые коллекционируют награды. В Москве точек, где собираются фалеристы-перекупщики, примерно пять. Самые крупные – на Таганке, на Старом Арбате и в Измайловском парке.

Сами коллекционеры с ходу могут отличить своего клиента от журналиста или сотрудника милиции, даже если он будет в штатском. «У нас здесь глаз наметан. Ну, а если и начнем разговаривать, вряд ли признаемся, что мы собираем награды, – говорит еще один фалерист с Таганки Анатолий. – Чем больше конспирации, тем лучше. Ведь деятельность наша противозаконна».

В регионах фалеристы работают по столичному сценарию – стоят на местных рынках с табличками вроде «куплю нагрудные знаки» и дают в газеты объявления. Правда, иногда решаются и на более серьезные поступки – ездят по глубинке и предлагают местному населению продать награды.

«В деревнях источников заработка мало, – говорит фалерист Николай Петров из Волгограда. – Поэтому местные тащат свои награды к машине, на которой приезжаешь. Правда, все нужно проделывать быстро, пока милиция не успела отреагировать. Иначе придется подкупать. Иногда встречаются довольно редкие, дорогие экземпляры. Вот, например, недавно удалось купить у старушки орден Александра Невского за четыре тысячи рублей, а коллекционерам перепродал за 45 тыс. деревянных».

До года исправительных работ

В России фалеристы «трудятся» вне закона. Кроме нашей страны, запрет на оборот национальных наград введен еще на Кубе и в Северной Корее. В других государствах продажа и покупка нагрудных знаков разрешены. По статье 324 УК запрещено приобретение и сбыт государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР (за нарушение предусмотрены кары – от штрафа до года исправительных работ).

«Статья-то есть, а вот работает она с оговорками, – признается сотрудник пресс-службы МВД России Олег Ельников. – Для оперативных работников милиции намного легче искать украденные награды у скупщиков, которые собираются в одном месте. Поэтому смысла нет разгонять этих фалеристов. Они ведь все равно будут собираться. А воры если увидят в доме медали, обязательно их прихватят, а на следующий день принесут к скупщикам. В милицейские сводки в основном попадают не фалеристы, а воры, которые специализируются на кражах наград».

Кстати, сами фалеристы понимают, что сотрудничать с правоохранительными органами необходимо. Довольно специфичную форму сотрудничества предложили сотрудники ОБЭПа Архангельска молодому фалеристу Андрею. Он стоял на вещевом рынке с альбомом старинных монет и потихоньку скупал нагрудные знаки. Представителей ОБЭПа в штатском не смог отличить от обычных клиентов и приобрел у них орден Красной Звезды. По словам Андрея, после провокационной сделки блюстители закона потребовали у него взятку в 50 тыс. рублей, чтобы не возбуждать уголовное дело. Андрей от сотрудничества отказался, как, впрочем, и от фалеристического бизнеса.

«Коллекционный мир довольно жесткий, – признается в интервью «НИ» редактор газеты «Петербургский коллекционер» Олег Сыромятников, – некоторые фалеристы могут специально наслать милицию на своих конкурентов. Или, чтобы заполучить ценные вещи, нанять воров и похитить их».

Как и в любом бизнесе, в фалеристике есть подводные камни, которых опасается каждый коллекционер, – подделки. В последнее время они просто наводнили рынок. Причем выпускают копии наград довольно высокого качества. По словам Олега Сыромятникова, их производят в Прибалтике на ювелирных заводиках. Но опытные фалеристы даже по фотографии способны отделить зерна от плевел. Правда, своих секретов никто не раскрывает. Опыт – это и есть залог успеха фалеристического бизнеса.

Или грудь в крестах, или голова в кустах

Иностранцы, по словам фалеристов, – это очень специфичные покупатели. На них практически не распространяются основные законы ценообразования, вроде «чем меньше награжденных, тем стоимость больше». Как говорит Олег Сыромятников, заморские покупатели на редчайшие, но неизвестные ордена могут и не взглянуть, зато готовы за медаль «За оборону Сталинграда» выложить 600 долларов при рыночной цене в 3,5 доллара.

Сделки иногда бывают настолько прибыльными, что любимое увлечение плавно перетекает в бизнес. Деловая арифметика проста – цена на медали и ордена за год вырастает примерно в пять раз. Поэтому для фалеристов, чтобы бизнес был удачным, достаточно вложить свои средства и немного подождать. Кстати, в основной своей массе коллекционерами становятся люди изначально с достатком выше среднего.

Сейчас вести дела стало намного легче. По интернет-торгам можно найти покупателей даже за рубежом. В основном фалеристические сайты гнездятся на заграничных серверах. Но даже там не пишут полностью название наград, а пользуются сленгом: «Ушак» – это орден Ушакова, «КЗ» – орден Красной Звезды, а «мамка» – медаль материнства. По результатам торгов деньги переправляют переводом, а медали и ордена по почте – в качестве посылки или заказного письма. Правда, если нагрудный знак редкий, к примеру, орден Ушакова, который стоит на интернет-аукционах до 500 тыс. рублей, покупатели сами везут его к адресату. Естественно, поездом, а не самолетом. По железной дороге переправляют награды и за границу. В Интернет-аукционах принято доверять другу, несмотря на то, что все общаются под «никами». Репутацию тут завоевывают годами.

«Стараются сначала вывезти на территорию ближнего зарубежья, – рассказывает главный редактор газеты «Петербургский коллекционер» Олег Сыромятников. – Чаще всего переправляют в Прибалтику или на Украину, а потом свободно можно везти в любую точку мира. Там-то сделки с наградами не запрещены».


Парад двойников?

"