Posted 14 августа 2005,, 20:00

Published 14 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Наградить нельзя наказать

Наградить нельзя наказать

14 августа 2005, 20:00
Экипаж спасенного батискафа АС-28 будет представлен к орденам Мужества. Об этом было объявлено в конце прошлой недели. Однако на Камчатке, на родине подводников, не все испытывают оптимизм по этому поводу. «Радио СВ» из Петропавловска в пятницу провело интерактивный опрос. Журналисты спрашивали горожан, как, по их мнен

Ехать в Завойко из Петропавловска недолго, минут 30 на автобусе. Зато там попадаешь в абсолютно другой мир. Сказать, что впечатление удручающее – значит ничего не сказать. Старые серые дома, какая-то общая ветхость. Вместо супермаркетов убогие ларьки, люди одеты бедно, со стороны бухты жутко тянет рыбой и гнилью. А у берега торчат ржавые остовы погибших кораблей.

Местные жители довольно приветливы, но, понимая, о чем пойдет речь, замыкаются и пытаются уйти от разговора. И все же чувство причастности к судьбе спасенных моряков берет верх.

Первой разоткровенничалась женщина, которая оказалась сотрудницей военного госпиталя, где сейчас находится экипаж АС-28. На вопрос, как на самом деле чувствуют себя подводники, отвечает, немного помедлив: «Вот говорят, что ребята в полном порядке. А там не полный порядок – просто они еще от шока не отошли. Ведь туда послали не опытный экипаж, а, в общем-то, мальчиков, совершенно не подготовленных. Кроме того, и они, и их родные – все сейчас боятся, что, когда шум стихнет, адмиралы их сделают виноватыми. От этого у них тоже сильный стресс, расслабиться не могут».

Следующий наш собеседник оказался капитаном 3-го ранга, старшим помощником командира военного корабля. И, похоже, у него накипело. «Аварийно-спасательная служба флота села в лужу. Во-первых, АС-28 предназначен для спасения подводников. И этот батискаф у нас был последний и единственный. Случись что (а у нас уже были нештатные ситуации с субмаринами в бухте Саранной), кто спасать будет? Во-вторых, батискаф спасали англичане. А, между прочим, на борту военного судна «Кил-27» во время спасательной операции был человек из научно-исследовательского института из Владивостока. Так вот, в этом НИИ проектируют и делают аппараты ничем не хуже «Скорпио», тактико-технические данные одинаковые. Эти аппараты покупают уже шесть стран мира. А Министерство обороны России заявок не дает. Почему? Да потому же, почему у нас весь Тихоокеанский флот (ТОФ) находится в аварийном состоянии. Все наши корабли – что боевые, что вспомогательные – ходят на продленных моторесурсах. Взять хотя бы «Алагез», спасательное судно, которое пыталось принимать участие в операции по спасению АС-28. У него в строю только главные машины. А больше ничего нет – ни барокамер, ни всего того, что должно быть начинкой спасательного судна».

По мнению собеседника «НИ», чтобы ситуация изменилась, нужно как минимум покончить с бюрократией на флоте. «В советское время на ТОФе на одну плавающую офицерскую должность приходилось 17 штабных. Но зато в составе флота было 350 боевых кораблей. А сейчас ходовые корабли в группировке войск и сил можно пересчитать по пальцам. Зато столько в штабе дармоедов! Случись что – столько времени будет потеряно, пока они там друг с другом договорятся. И по поводу командования... Посмотрите на послужной список главкома ВМФ Куроедова и Федорова – командующего ТОФ. Последние корабельные должности у этих людей – командиры тральщиков. Человек, который командовал только маленьким корабликом, в деле управления таким большим объединением, как Тихоокеанский флот, просто некомпетентен. И это тоже причина, по которой вину могут попытаться свалить на экипаж батискафа».

Командование и прокуратура ТОФ по-прежнему не желают посвящать штатских в свои дела. Когда жена капитана батискафа Елена Милашевская сообщила журналистам, что после допросов ее муж ходит мрачнее тучи, корреспондент «НИ» связалась с зампрокурора ТОФ Романом Колбановым. Беседа с ним была короткой: «Да, экипаж допрашивали в госпитале. Но я не собираюсь комментировать всякую чушь. Кто-то что-то где-то сказал, а я должен комментировать? Расследование продолжается».

В пятницу экипаж батискафа АС-28 благодарил за спасение Бога. Подводники с семьями отслужили молебен в храме Святых апостолов Петра и Павла в Петропавловске. Не исключено, что помощь Бога скоро снова им понадобится. Для защиты от своих.



БОГ И АНГЛИЧАНЕ

«Новые Известия» вместе с Национальной почтовой службой Mail.ru провели очередной социологический опрос. На этот раз мы просили наших читателей и посетителей Всемирной паутины ответить на вопрос, что в первую очередь спасло экипаж батискафа АС-28? Свое мнение высказали более 4 тыс. человек. Большинство из них (37%) уверены в том, что основную роль в спасении подводников сыграла иностранная помощь. В то, что выручить моряков помогла забота армейского руководства о людях, верят лишь 3% опрошенных.

ЧТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ СПАСЛО ЭКИПАЖ РОССИЙСКОГО БАТИСКАФА АС-28?(Количество голосов)
Трагические уроки «Курска» - 684 (16,35%)
Настойчивость родственников моряков - 126 (3,02%)
Своевременное вмешательство прессы - 303 (7,24%)
Нежелание адмиралов потерять свои места - 256 (6,12%)
Иностранная помощь - 1553 (37,12%)
Забота армейского руководства о людях - 124 (2,96%)
Мужество самих членов экипажа - 478 (11,42%)
Чудо - 552 (13,19%)
Другое - 108 (2,58%)
Всего голосов - 4184 (100%)

В графе «другое» самыми популярными ответами были: Бог, все вышеперечисленное, координация российских и иностранных действий и Путин.

В ходе следующего опроса на сайте Mail.ru мы предлагаем всем вам ответить на вопрос: какая скульптура или архитектурное сооружение XX века, на ваш взгляд, войдет в историю как символ России?


«УТЕРЯНЫ И ОПЫТ, И ТЕХНИКА»

Специалисты продолжают искать причины инцидента с батискафом АС-28. Специально для «Новых Известий» свое мнение высказал один из опытнейших гидронавтов на Тихоокеанском побережье, координатор морской программы дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы, Константин ЗГУРОВСКИЙ:

– Запутывание в брошенных орудиях лова – самое опасное, что может ожидать обитаемый подводный аппарат (ОПА) в океане. Во время широкомасштабных рыбохозяйственных подводных исследований в 80-х годах на шельфе дальневосточных морей я неоднократно был начальником экспедиции и участником погружений в качестве подводного наблюдателя. Мы работали в Беринговом, Японском и Охотском морях, подсчитывали численность крабов, креветок, других ценных объектов промысла, изучали их поведение в зоне орудий лова с помощью подводных аппаратов «ТИНРО-2». Пройдены были под водой тысячи миль.
Во время погружений мы видели потерянные тралы, ловушки, яруса, а также бытовой мусор и бракованную рыбопродукцию, сброшенные с борта судов. Вам трудно представить количество брошенных и потерянных ловушек для ловли креветок и крабов: речь идет о десятках и сотнях тысяч. Учитывая, что на ловушках стоит часто химическая приманка (которая работает очень долго), они продолжают ловить, пока крабы не забивают их под самое горло. Не секрет, что специальные окна, которые существуют у ловушек на этот случай, рыбаки сразу по выходу из порта зашивают, чтобы избежать потери улова. Это колоссальный ущерб биоресурсам моря!
Однажды наш аппарат был пойман беспечным капитаном-рыбаком в трал, несмотря на наши предупреждающие сигналы. Это произошло у берегов Приморья. Тогда несчастья удалось избежать – трал выбрали, наши водолазы прорезали в нем дырку, и аппарат вышел. Но могло кончиться и по-другому.
Последние события показывают, что опыт глубоководных погружений и сама техника во многом утеряны. Нет того количества водолазов-глубоководников, которые выходили на глубине до 200 (и даже более) метров из водолазного колокола. Почти не осталось обитаемых аппаратов (ОПА), кроме тех самых, военных (довольно древних) и аппаратов Академии наук «Мир», известных всему миру благодаря фильму «Титаник»». Потерялись специалисты, имеющие опыт такой работы.
Кое-что, правда, уже делается – недавно из Владивостока вышла экспедиция, исследующая такие объекты на дне моря. Но, видимо, настала пора собрать межведомственное совещание и обсудить, что делать дальше, пока еще свежи в памяти и трагедия «Курска», и история с батискафом АС-28.

"