Posted 14 июня 2015,, 21:00

Published 14 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:41

Updated 8 марта, 03:41

«И вот она – реакция»

«И вот она – реакция»

14 июня 2015, 21:00
Журналистку Марию Березину, создавшую сайт «Русская Эбола», вызвали в Центр по противодействию экстремизму (Центр «Э») ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Напомним, на сайте «Русской Эболы» публикуются данные о гибели людей в отделах полиции, автозаках, спецприемниках и СИЗО. В итоге правоохранит

Марию Березину (на фото) вызвали в Центр «Э» звонком с мобильного телефона и просто пригласили поговорить. «Учитывая, что это произошло не через повестку, я могла и не приходить. Знакомые адвокаты посоветовали все-таки поговорить с ними», – рассказала «НИ» создатель «Русской Эболы». В итоге Мария Березина пошла в Центр «Э» с адвокатом «Агоры» Светланой Ратниковой.

«Как они объяснили, им пришла бумага из Москвы, в которой было сказано поговорить со мной и задать несколько вопросов», – объясняет создатель «Русской Эболы». Кстати, сам запрос Марии Березиной показали не сразу, так как она отказалась отвечать на основании ст. 51 Конституции РФ («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников»). Ей задали несколько вопросов: является ли она автором проекта «Русская Эбола», где находится техническая площадка ресурса, кто осуществляет техническую поддержку сайта и обращалась ли Мария Березина в органы внутренних дел по каждому отображенному случаю.

«О запрете работы сайта даже разговора не было», – заметила г-жа Березина. Разве что сотрудник Центра «Э» выразила мнение, что если бы она была журналистом, то обязательно бы давала оценку каждому случаю, обращалась в МВД. «Смысл моего сайта и состоит только в отображении фактов, а люди должны уже сами думать и чувствовать», – возражает Мария Березина. Кроме того, по ее словам, прежде чем ставить информацию на сайт, она всегда проверяет факты в нескольких источниках, в том числе и через пресс-службы Следственного комитета и МВД.

Сотрудники Центра «Э» настаивали, что это «не допрос, а просто беседа». К концу встречи женщина, задававшая вопросы, напомнила Березиной, что та ждала реакции на собранные ею данные от МВД и СК: «И вот она, реакция – наша беседа».

«Полагаю, их задача была выяснить и подтвердить, что именно я занимаюсь сайтом, а вот что дальше они будут делать с такой информацией – не знаю. Не думаю, что они хотели припугнуть. Кажется, они должны понимать, что их интерес и дальнейшее попадание информации о нашей беседе в СМИ только увеличит узнаваемость сайта», – заметила Мария Березина. Действительно, посещаемость ресурса увеличилась со 150–200 уникальных посетителей в день до 3000 человек.

«Я не понимаю, какой экстремизм здесь можно было найти. Поэтому прошедшая беседа оставила у меня недоумение», – сказала «НИ» адвокат г-жи Березиной Светлана Ратникова. Она рассказала, как сотрудник Центра «Э» заявила Марии, что публиковать факты из открытых источников, не проверив их – неправильно: «Когда я спросила, есть ли среди тех фактов хоть один недостоверный, мне ответили – нет».

Сейчас Мария Березина собирается продолжать работу над проектом: «Теперь я понимаю, как это серьезно. Заинтересованность МВД и его отдела Центра «Э» показала, что я делаю всё правильно». Тем не менее каждый день собирать информацию о смертях, конечно, психологически трудно. «Есть те, кто меня поддерживает. Правда, появились и негативные отклики. Меня называли русофобом и заявляли, будто бы правильно, что меня вызывают на такие беседы, так как я занимаюсь подрывом государственного строя и, следовательно, – экстремист», – добавила создатель «Русской Эболы».

Напомним, проект появился в марте. «Русская Эбола» публикует новости о гибели людей в отделах полиции, найденные в открытых источниках. Пока журналистка Мария Березина занимается проектом одна. Каждый месяц девушка публикует статистику. Вскоре она планирует сделать карту со всеми смертельными случаями.

"