Posted 14 июня 2011,, 20:00

Published 14 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:24

Updated 8 марта, 06:24

Фоторепортер Джоди Бибер

Фоторепортер Джоди Бибер

14 июня 2011, 20:00
В Москве проходит выставка победителей международного конкурса фотожурналистики World Press Photo-2011 (WPP). Выставка отражает знаковые мировые события минувшего года: военные конфликты, экологические катастрофы, социальные проблемы. В этом году в конкурсе приняли участие более пяти тыс. фотографов из 125 стран мира.

– Джоди, расскажите историю афганки Аиши. Что с ней случилось?

– Биби Аиша жила в провинции Орузган в Центральном Афганистане. Еще ребенком отец отдал Аишу семье талиба в качестве «кровного долга». Ей едва исполнилось 12 лет, когда ее выдали замуж за него. В новой семье с ней обращались как с рабыней: она подвергалась насилию, и, в конце концов, Аиша сбежала. Она вернулась в дом своих родителей. Однажды ночью талибы явились туда и потребовали выдать девушку, чтобы наказать за побег. Отец выдал дочь. Аишу увели в горы, где ее муж-талиб сначала отрезал ей уши, а затем нос. Ее бросили умирать в горах.

– Как сейчас Аиша? Чем она занимается?

– Ее спасли медики, занимавшиеся оказанием помощи американским военным. Некоторое время она провела в убежище для женщин в Кабуле, а потом была доставлена в США, где получила консультации по реконструктивной хирургии. Сейчас она живет в Нью-Йорке. Учит английский язык. С ней работают психологи, ей была нанесена сильная психологическая травма.

– Учитывая ее психологическую травму и пережитый ужас, как вам удалось уговорить ее позировать?

– Это было непросто. Сначала я поговорила с директором приюта, который попросил нас быть деликатными в общении с Аишей. А затем я в компании социального работника и переводчика отправилась в маленькую комнатку, где ничего не было, кроме красного коврика, голых стен и вентилятора. Я начала разговаривать с Аишей об отстраненных вещах. Конечно, она не хотела сниматься, не доверяла мне. Потом я попросила ее отвлечься от плохих мыслей, забыть на час о том, что с ней произошло. Я сказала ей, что она очень красивая и что я могу передать ее душевную красоту. И она поверила, начала позировать. Так получилось, что в ее глазах вместо грусти и боли я поймала веру и силу.

– Что вы хотели сказать общественности, делая этот снимок? Вам не кажется, что он не слишком эстетичен?

– В этом снимке нет ничего неэстетичного. Биби – очень красивая девушка. Мы вместе с журналом Time хотели привлечь внимание к судьбам женщин, подвергающимся насилию и дискриминации. Для меня лично было важно заявить, что женщины достаточно сильные, чтобы начать новую жизнь после любых трудностей.

– Какие вы переживали трудности за свою почти 20-летнюю карьеру фотографа?

– Я видела лучшие и худшие стороны этой жизни. Не все можно передать, главное, что я люблю свою работу и преданна ей.

– Вы свободный фотограф?

– Абсолютно. Сегодня я фрилансер, который делает снимки для многих изданий. Большинство фотографов, участвующих в WPP, свободны.

– Почему с каждым годом в конкурсе WPP становится все больше фотографий, отображающих насилие и кровь?

– Насилие нас окружает. Фоторепортеры – голос тех, кого они снимают. Таким образом мы информируем, но мне больше интересны снимки, которые заставляют задуматься, которые создают в голове вопросы: «Почему это произошло?», «Как это возможно?». С Аишей так и получилось. Глядя на этот снимок, люди невольно спрашивают: «А что с ней случилось?». Если бы я показала ее как жертву, это не имело бы такого эффекта.

– Что вам было бы интересно снимать в России?

– Я заметила, что в России красоту понимают по-другому, нежели в других странах. Девушки носят короткие юбки, высокие каблуки. Мне было бы интересно понять красоту по-русски, исследовать, как здесь воспринимают женскую красоту. По характеру люди в России прямолинейные. Существует много стереотипов о России, которые, я думаю, не однозначны. Я хотела бы выйти за рамки стереотипов.

– Что вы никогда не стали бы снимать?

– В первую очередь я никогда не поехала бы в горячие точки снимать военные конфликты. На войне действия происходят на твоих глазах. Снимки слишком прямолинейные, они не оставляют места для глубокого размышления, для вопросов. Мне важно, чтобы фотография рассказывала историю. Во вторых, я не стану делать снимок, если это может кому-то навредить. Ни одна фотография не стоит человеческой жизни.

"