Posted 14 июня 2004,, 20:00

Published 14 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Пугало для интуриста

Пугало для интуриста

14 июня 2004, 20:00
Одним из самых бедных районов Ивановской области считается город Южа, расположенный в 100 километрах от столицы региона. Однако жизнь здесь скоро может коренным образом измениться. Глава района Валентина Сысуева со своей командой (кстати, все заместители главы и председатели колхозов тоже женщины) решили поднять южскую

Создание музеев началось с конкурса огородных пугал, объявленного… главой района Валентиной Сысуевой. В нем участвовали все желающие. Сторожей для огородов из подручных материалов изготавливали чиновники, школьники, воспитатели детских садов. Даже заключенные четырех исправительных колоний, расположенных на территории района, воплотили в пугалах свои самые сокровенные мечты. Вот стоит настоящее страшилище в офицерской шинели. Вместо головы набитый соломой противогаз с нахлобученной фуражкой, из кобуры торчит игрушечный пистолет, а впереди табличка: «Раньше охранял зону, теперь сторожу грядки».

Поклонники творчества Аллы Пугачевой сделали «мадам Брошкину», отдаленно напоминающую саму певицу. Борцы с террором – «шахидку». С огорода по пугалу – набралось 78 экспонатов. В областной администрации, узнав о конкурсе, только руками развели: «Опять бабский комитет чудит!».



Бабский комитет

«Бабским комитетом» Южскую администрацию называют не случайно: представительницы слабого пола занимают в районе все ключевые посты. У главы района Валентины Сысуевой все заместители – женщины. Шесть из семи сельскохозяйственных кооперативов тоже возглавляют дамы. Сильный пол лимит доверия исчерпал в конце прошлого столетия. Вроде толковые мужики руководили Южей, на хорошем счету были у областного начальства, но… Умудрились загнать сельскую окраину в такую яму, что все другие районы Ивановской области, долго стоявшей по уровню жизни на третьем месте с конца (ниже были только Дагестан и Чечня), казались в сравнении раем. 30% трудоспособного населения сидели без работы. Остальные работали бесплатно.

Придя к власти, Сысуева провела суровую кадровую чистку. Мужчины с руководящих постов ушли – все поголовно. И жизнь в районе, как ни странно, стала меняться к лучшему. Впрочем, не обошлось и без везения. На Южской прядильно-ткацкой фабрике неожиданно сменился хозяин. У предприятия появились заказы, а у людей – работа и зарплата. Заброшенные торфяники приглянулись московским предпринимателям. Они вложили в торфоразработки около 7 млн. долларов. Хотя жизнь в Юже по-прежнему не сахар: и зарплаты у людей невысокие, да и районный бюджет профицитным никак не назовешь. Вот и носятся теперь руководящие женщины с концепцией развития туризма, удивляя своими идеями областное начальство.

«Природа у нас необыкновенная, – говорит заместитель главы Южского района Галина Егорова. – Леса, реки, озера. Целых сто озер, как в Канаде».



Тропой Зверобоя

О том, что Южский район и Канада практически ничем не отличаются друг от друга, местные жители узнали еще в советские времена, когда в Юже вдруг появились индейцы – участники киносъемок. Они даже за портвейном в местный магазин ходили в полной боевой раскраске, с перьями на головах. Возглавлял их Великий Змей, и к нему в войско записались даже несколько десятков рабочих с Южской фабрики. Они сражались с бледнолицыми и враждебными племенами на лесных озерах и получали «боевые» – по пять рублей за один день «войны». Потом кинофильм «Зверобой», поставленный по одноименному роману Фенимора Купера, взахлеб смотрела вся страна. Но о том, что «американское кино» снималось в Ивановской области, знали и знают немногие.

«Мы недавно даже специальный маршрут для туристов разработали, – говорит Егорова, – «тропой Зверобоя» называется. Правда, ходят пока по нему не часто. Южскому району тяжело конкурировать с раскрученными брендами городов Золотого кольца. В самой Ивановской области один Палех со своей миниатюрой чего стоит. Но сейчас мы тоже активно возрождаем народные ремесла и промыслы».

Руководит возрождением народных промыслов бывший инструктор по идеологии райкома партии Татьяна Макарова. Под ее началом 14 мастеров учат южских ребятишек росписи, вышиванию, резьбе по дереву, плетению корзин, работе с берестой, гончарному делу. Впрочем, в местном доме ремесел учатся не только дети, но и безработные.

«Если у наших теток все с туристами получится, – говорят они, – то будем жить в шоколаде – за валюту иностранцам свои поделки продавать!»

Но главным козырем в битве за богатого импортного туриста в Юже считают пугал и домовых.

«Интуристу нужна экзотика, – говорит Егорова. – И мы ее делаем. На территории района есть село Холуй с его лаковой миниатюрой, а будет еще и музей пугал и домовых. Такой постоянно действующей экспозиции нет ни в России, ни в Европе, и мы думаем, что туристам наши пугала будут интересны. Кроме того, мы договорились с исправительными учреждениями, и скоро в Юже откроется музей тюремного эксклюзива. Кстати, желающие смогут даже посидеть денечек-другой в настоящей камере!»

Пока редкие заграничные гости, приезжая в Южу, сидят не в тюремной камере, а за столом в «крестьянской избе ХIХ века», уплетают картошку «в мундире», запивают ее молоком из кувшина и удивляются неукротимой фантазии русских женщин, А южские пугала стоят по стойке «смирно», словно солдаты полка спецназа, способные одной мгновенной операцией изменить ход районной истории. Получится?

Южа, Ивановская область




Самая знаменитая тюрьма России стала популярным туристическим объектом

"