Posted 15 мая 2022, 17:34
Published 15 мая 2022, 17:34
Modified 7 марта, 12:23
Updated 7 марта, 12:23
Ирина Мишина
Сейчас площади пожаров измеряются уже не в километрах, а в сотнях тысяч гектаров. Площадь, пройденная огнем, с начала года в России на сегодняшний день — 4,3 миллиона га. Это официальные данные Лесной охраны по данным космического мониторинга. Но сейчас полыхает множество пожаров, которые в статистику вообще не попадают. По самым приблизительным подсчетам, погибли 16 человек, пострадали 72 населенных пункта, сгорело около 1,3 тыс. строений. В Омской области и Красноярском крае введен режим ЧС регионального уровня, а в Хакасии и Иркутской области он действует в наиболее пострадавших районах и городах.
В прошлом году пожары в России уничтожили 10 миллионов гектаров леса. Это территория, сравнимая с Венгрией или Кубой. Чем грозит уничтожение лесов?
Вопрос национальной безопасности
В феврале этого года Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) опубликовала доклад «Рубежи», в котором лесные пожары названы самой значимой экологической проблемой, которая будет усугубляться в ближайшие годы и десятилетия. Доклад «Рубежи» еще в первоначальной своей редакции в 2016 году предупреждал о нарастающей угрозе зоонозов - инфекций, которые передаются человеку от животных. Это произошло за четыре года до пандемии коронавируса... В этом докладе также говорится, что такие экстремальные погодные явления, как сильная жара и участившиеся засухи могут быть следствием пожаров.
Аномальных явлений из-за изменений климата становится всё больше. В последние годы в разных регионах России начали фиксировать редкое для Средней полосы явление – торнадо. Эта напасть, типичная для Америки, обрушилась, например, на Приморье. «Это явление типично для США. Дело в том, что в Америке уничтожены все старые леса, и атмосферная влага задерживается на побережье, в результате формируется торнадо. Вот поэтому крайне важно, чтобы старые, дикие леса не уничтожались. Лесные пожары меняют климат», - поясняет председатель Общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства Владимир Морозов.
Более того, пожары могут стать непосредственной угрозой национальной безопасности. «Дело не только в потеплении или похолодании. Ученые из Петербурга вывели концепцию биотической регуляции окружающей среды. Из нее следует, что леса – это своего рода биотический насос, который затягивает влагу из океанов внутрь континента на расстояние до 6-7 тысяч км. Но это старые леса, большие площади с сомкнутыми кронами. В результате происходит круговорот воды в природе, на суше. Влага испаряется лесами, конденсируется, и выпадают осадки. Это основа сохранения рек, прежде всего полноводных сибирских рек России, озера Байкал. Если вследствие гибели лесов изменится круговорот воды на континенте, сибирские реки обмелеют, они превратятся в ручейки. В результате встанет вопрос пресной воды, а это уже вопрос национальной безопасности», - считает Владимир Морозов.
Есть и еще одно страшное последствие пожаров. Ежегодно врачи ставят около 650 тысяч диагнозов, связанных со злокачественными новообразованиями. Среди них лидирующие позиции в последнее время начал занимать рак легкого. От него в 2019 году умерли 50 тысяч россиян. Среди причин медики называют загрязнение окружающей среды вследствие участившихся пожаров.
Главная причина пожаров - человек
Почему леса начали гореть весной? Ведь до высоких температур воздуха еще далеко. Весной у нас преобладают пожары на открытых пространствах или в лесах, примыкающих к населенным пунктам, на заброшенных сельскохозяйственных землях. Огонь появляется сначала на сенокосах, пастбищах, в степях. Вместе с горящей травой он перекидывается на лесные массивы и в населенные пункты. Различные источники говорят о том, что причиной 90-95% всех возникающих пожаров были люди.
Последние исследования российского Гринпис показывают, что часто весенние пожары происходят из-за попыток очищать земли от сухой травы огнем. Причем подпалить траву могут не только из хулиганских побуждений или нежелания убирать ее вручную. Профилактическое выжигание — один из методов, которым с лесными пожарами борются по ГОСТу: сухую траву выжигают под присмотром, чтобы она потом не загорелась без него. Это выжигание должно проводиться специалистами, по строгому плану, при определенной погоде, с предварительной подготовкой участка. Но на практике это редко выполняется. Например, сейчас горит юг Красноярского края. Это следствие того, что люди поджигали там траву. Сильный ветер раздул огонь. С травы он перекинулся на жилые постройки. Летом в Красноярском крае тоже будет гореть тот участок, где идет заготовка леса. Это пожары, вызванные брошенными окурками, оставленными кострами и так далее. Прогноз на лето неблагоприятный…
Самое страшное в истории с пожарами – это гибель людей. «Как правило, дома в деревнях и посёлках загораются от огня, который подходит к строениям на окраине — часто к заброшенным домам, сараям, покинутым и заросшим травой участкам, а оттуда из-за сильного ветра перекидывается на жилые дома. Когда горит несколько домов, пожарные часто не в состоянии сдержать распространение пожара, и огонь может охватить множество зданий», - сообщают эксперты российского Гринпис.
В последнее время в новостную повестку попала еще одна причина пожаров. В своем официальном телеграм-канале Рослесхоз указывает, что в Красноярском крае «из-за замыкания ЛЭП и электрических подстанций в населенных пунктах сгорело по предварительным данным 350 домов и строений».
В отношении Россетей началось расследование. Следователи задержали трёх сотрудников филиала ПАО «Россети Сибирь» -«Красноярскэнерго» по уголовному делу о пожарах. Из-за них погибли 8 человек. Все они находились в очаге пожаров. Также следователи заявили о возбуждении уголовного дела: на скамье подсудимых окажутся трое сотрудников компании «Россети Сибирь» — «Красноярскэнерго». Их обвиняют в халатности, повлекшей смерть, причинении смерти по неосторожности и выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям жизни и здоровья потребителей. Следователи считают, что причиной пожаров в Красноярском крае, помимо пала травы, стали короткие замыкания электропроводок и ЛЭП. Все это очень странно, если учесть, что для профилактики Россетей и подготовки их к новому сезону были выделены 71,5 млрд рублей! Правда, в Россетях и в Минэнерго уже нашли виноватых. Это несознательные дачники, главы муниципальных образований и ветер. В общем, кто угодно, только не сами Россети.
Ответственных много, толку мало
Если проанализировать причины пожаров, то все они разные, и тушат их разные инстанции.
«Пожары бывают разные, и у каждого своя статистика и своя природа. И отвечают за них разные чиновники. За лесные и ландшафтные пожары отвечают губернаторы. Но есть среди ответственных еще Рослесхоз (резерв) и МЧС (населённые пункты). Объединенную статистику по пожарам сегодня никто, по сути, не ведет. Хорошая новость в том, что в Госдуме сейчас голосуют за законопроект по изменениям в КОАП, эти изменения предусматривают увеличение штрафов за неосторожное обращение с огнем. Штраф для физлиц повышается до 30-40 тысяч, для юрлиц – также серьёзное повышение. Но все это не решит проблему радикально. Нынешняя система управления лесами не позволяет справиться с лесными пожарами. Рослесхоз и губернаторы пытаются что-то делать, но система этого не позволяет. Лесной Кодекс был принят ради того, чтобы быстро превращать древесину в деньги. Я бы сказал, что Лесной кодекс в нынешнем его виде нужен для того, чтобы выжимать из леса деньги. Необходимо на федеральном уровне восстановить институт лесничества в должном качестве и количестве. Это, кстати, остановит и историю с «черными лесорубами». Начнутся и более эффективные профилактические действия. Централизация будет правильным ходом: ведь леса не знают административных границ», - считает председатель Общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства Владимир Морозов.
Эксперты рассказывают, что сейчас дело доходит до парадоксов. Например, горит Амурская область, там тушат пожары своими силами. А соседний Хабаровский край ждет, пока пожары придут туда и не может помочь, поскольку это внебюджетные траты, и в случае помощи соседям к ним придет прокуратура. С учетом масштабов страны, считают специалисты, необходимо отраслевое управление экономикой, и лесная отрасль должна стать пионером в этом деле. Тут надо брать на себя ответственность. А кто из чиновников любит ответственность?
После пожаров летом 2010 года, когда гарь и дым дошли до Москвы, в Лесной кодекс были внесены поправки. Однако должность лесника, отвечающего за конкретный закрепленный за ним участок леса, так и не вернули. Эти обязанности оказались распределены между другими сотрудниками. В лесном хозяйстве не хватало людей, этот факт признали даже чиновники. После пожаров в Челябинской области в 2021 году об этом говорил Сергей Лавров, который в тот период был начальником Главного управления лесами региона: "Фактически при старом Лесном кодексе людей было почти в 5 раз больше. Сейчас около 1000 инспекторов, всех-всех пожарных, а раньше было порядка 5000 на всю область. Конечно, этого мало», — сетовал Лавров.
«До реформы лесной отрасли с введением Лесного кодекса 2006 года количество сотрудников лесной охраны было примерно в четыре - пять раз больше, чем в настоящее время. Это о многом говорит. Своевременное обнаружение очагов пожаров возможно только при комплексном контроле, где наземные обходы, наблюдения с вышек и с аэромобильных средств играют ведущую роль. Огонь не знает административных границ и разделения полномочий, легко переходит с горящего поля или луга, с травяных палов в лес, а их леса - а населённые пункты. Поэтому система профилактики лесных и ландшафтных пожаров должна опираться на контроль за действиями собственников и арендаторов и пользователей земли, за действиями граждан, а также органов местного самоуправления. Одним словом, чрезвычайные ситуации, связанные с распространением лесных и ландшафтных пожаров давно необходимо сосредоточить в одних руках. Вполне возможно, что это должно быть специальное подразделение по профилактике и тушению лесных и ландшафтных пожаров в составе МЧС», - считает член комиссии по экологическому благополучию при Общественной палате РФ Антон Хлынов.
«Нужен системный подход: сосредоточить все силы и средства, всю ответственность в одних руках, возвратить институт лесничества как основу, базовый элемент управления лесами. Всего один пример: в Беларуси во многом сохранили советскую систему управления лесами, и все работает, леса горят достаточно мало. Сравните: В 2021 году в России площадь охваченных огнем лесов составляла более 10 млн га, а в Беларуси – всего 7 тыс.га. Разница существенная даже с учётом разницы в площади лесов», - рассказывает председатель Общественного совета при Федеральном агентстве лесного хозяйства Владимир Морозов.
Пока же люди делают что могут. У нас действительно стали выделять больше денег на профилактику и тушение пожаров, Рослесхозу выделили больше денег на авиационное патрулирование, на увеличение количества пожарных-десантников. Дефицит финансирования экспертами оценивался примерно так: на лесные полномочия выделялось около 30 миллиардов в год при потребности в 100 миллиардов. В прошлом году после огромных резонансных пожаров было принято решение об увеличении той части лесных субвенций, которая направлена на борьбу с огнем. Это решение ждали много лет. Но проблема в том, что увеличили лишь ту часть, которая связана непосредственно с тушением пожаров. Главная же беда в том, что сегодня нет единого ответственного, каждый занимается своей частью, своими пожарами.
Но фоне всего этого есть и хорошая новость. Скоро гореть перестанет, и весенние пожары сойдут на "нет". Все, кто тушат пламя, отчитаются о победах. Но вызвано это будет на самом деле появлением зеленой травы.